Пожалуй, еще больший интерес вызывают вероятные международные последствия событий в Армении. Традиционно в восприятии постсоветской действительности существовал негласный геополитический шаблон: «радикальные изменения под флагом демократизации ведут к переориентации внешней политики». Однако новое армянское правительство продолжает повторять, что внутриполитические преобразования никак не отразятся на внешнеполитических приоритетах Армении. При этом они декларируют свою геополитическую формулу: «ЕС – партнер в демократизации, Россия – в безопасности».

  • Удастся ли Армении разорвать устоявшиеся геополитические шаблоны и сохранить преемственность внешней политики в условиях новой конфигурации власти в стране?
  • Что армянские события значат в контексте растущей напряженности между Россией и Западом?
  • Как будут развиваться отношения Еревана с основными центрами силы?
  • Каким образом происходящее в Армении отразится на конфликте в Нагорном Карабахе?

Эти вопросы оказались в центре внимания очередного брифинга «Минского диалога», организаторами которого стали экспертная инициатива «Минский диалог», Центр европейских исследований им. Вильфреда Мартенса и Фонд им. Конрада Аденауэра.

В качестве основных спикеров на дискуссии выступили:

Анаит Ширинян ассоциированный сотрудник, Академия Chatham House (Армения-Великобритания)

Алексей Токарев – старший научный сотрудник, Институт международных исследований, МГИМО (У) МИД (Россия)

Андрей Русакович заведующий кафедрой дипломатической и консульской службы факультета международных отношений БГУ; председатель правления, ОО «Центр изучения внешней политики и безопасности» (Беларусь).

Основные тезисы дискуссии:

  • Весенние события в Армении имели мирный характер. Руководители и участники протестов не нарушали закон, поэтому новые власти обладают большей легитимностью, чем предыдущие.
  • Произошедшие и продолжающиеся в Армении события имеют внутриполитическую природу, а смена власти произошла без вмешательства извне. Поэтому нет оснований ожидать крутых изменений во внешней политике Еревана. Структурные факторы, которые традиционно предопределяли внешнюю политику, не могли измениться под влиянием внутриполитических событий: место Армении на географической карте остается тем же. К тому же, в Армении хорошо помнят грузинские и украинские уроки и понимают, что в интересах страны проводить иную внешнеполитическую линию. Правда, и совсем без перемен также не обойдется: в армянском обществе распространено мнение о том, что прежние власти не могли в полной мере отстаивать национальные интересы из-за своей неполной легитимности. Теперь главный акцент во внешней политике будет направлен на укрепление суверенитета и безопасности Армении.
  • Ереван для Москвы – очень важный союзник в регионе, этим обусловлена позиция России по произошедшим в Армении событиям. При этом Москва неодобрительно относится к фактам возбуждения уголовных дел против представителей прошлой власти. В частности, против экс-президента Роберта Кочаряна. Позиция России, которая традиционно делает ставку на работу с действующей властью, заключается в том, что это противоречит конституционной норме о неприкосновенности экс-глав государства. Таким образом, при сохранении базовых параметров отношений Россия и Армения вынуждены фактически заново учиться работать друг с другом.
  • При этом в самой Армении сегодня есть общественный запрос на «дело Кочаряна», и бездействие новой власти вызвало бы у большой части населения серьезные вопросы.
  • Несмотря на то, что и Москва, и Ереван заинтересованы в сохранении хороших отношений, можно ожидать, что некоторые изменения в этих отношениях будут происходить. В частности, они станут более официальными.
  • В отношениях Еревана с Западом, вероятно, открывается новая глава. Она не лишена проблем и противоречий, в том числе из-за критических оценок со стороны новой армянской власти по поводу активного сотрудничества Запада с предыдущей властью. Но в целом можно ожидать, что поддержка Армении со стороны ЕС и США будет расти. Однако Запад не может предложить Еревану никаких гарантий безопасности, что существенно ограничивает потенциал отношений. К тому же, западные государства сами не понимают, как развивать отношения со страной, которая хочет демократизироваться, но остается в интеграционных объединениях с Россией.
  • Со стороны правительства Пашиняна просматриваются новые подходы по конфликту вокруг Нагорного Карабаха, хотя реализовать их будет очень сложно. Большим успехом для Еревана будет сохранение статус-кво в конфликте. Сейчас происходит эскалация по нескольким направлениям: сам Нагорный Карабах, граница Армении и Азербайджана и отдельные районы соприкосновения.
  • Новым властям Армении необходимо научиться эффективно работать с диаспорой и минимизировать противоречия, которые стали очевидными в ходе недавнего визита Пашиняна в Москву.

 

Подготовила Мария Денисова