Памятная записка 14 / 26.03.2021

Алисия Иванова

Целями организации являются «укрепление мира, [...] безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». Первоначальными подписантами Договора о коллективной безопасности (ДКБ) стали Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В 1993 году к договору присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия, а 20 декабря 1994 года договор вступил в силу. При продлении действия Договора в 1999 году из числа его подписантов вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Азербайджан и Грузия сослались на недостаточное реагирование партнеров по договору на вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии. Узбекистан объяснил свое решение неэффективностью постсоветских структур в обеспечении безопасности страны.

В 2002 году ДКБ был преобразован в международную организацию. Были приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ.

После драматичных внутриполитических событий в мае 2005 года Узбекистан принял решение восстановить членство в ОДКБ. Однако участие Узбекистана оставалось номинальным: Ташкент воздерживался от совместных учений и отказывался участвовать в создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). В 2012 году Ташкент официально приостановил свое участие в ОДКБ. Таким образом, членами организации остались Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

Международно-правовые аспекты функционирования ОДКБ

Основы сотрудничества государств-членов закреплены в двух документах: Договоре о коллективной безопасности и Уставе Организации.

Статья 4 ДКБ предусматривает обязательство коллективной обороны: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами-участниками как агрессия [...] на все государства-участники настоящего Договора». Статья 4 ДКБ по смыслу схожа со статьей 5 Североатлантического договора, основополагающего документа НАТО. По просьбе пострадавшего государства все члены ОДКБ обязаны предоставить ему помощь, включая военную, и любую иную поддержку в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН. За всю историю ОДКБ государства-члены ни разу не активизировали эту статью.

Статья 4 может использоваться только в целях отражения внешней агрессии, однако ДКБ также предусматривает механизм реагирования и на внутренние угрозы. Статья 2 закрепляет механизм совместных консультаций и оказания помощи (не обязательно военной) в случае «возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государства-члена».

Статья 1 закрепляет невозможность государства-члена ОДКБ участвовать в военных союзах, «направленных против другого государства-участника». Однако она не запрещает государствам-членам сотрудничать и проводить совместные учения с другими военно-политическими блоками. К примеру, членство в ОДКБ не препятствовалоКазахстану и Армении в создании миротворческих бригад при содействии НАТО, участии в совместных с альянсом военных мероприятиях и миссиях.

Сотрудничество вне кризисных ситуаций регулируется Уставом ОДКБ. Статья 9 Устава обязывает государства согласовывать и координировать внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности.

Планирование системы коллективной безопасности регламентировано Стратегией коллективной безопасности ОДКБ. Среди угроз стратегия называет политическую нестабильность, неурегулированные конфликты, развертывание систем ПВО, распространение оружия массового уничтожения. Говорится и о гибридных угрозах: внешнем изменении конституционного строя в государствах-членах и осуществлении деструктивного идеологического воздействия на их население.

Структура ОДКБ

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности, которому подотчетны консультативные и исполнительные органы: Совет министров обороны (ему подотчетен Военный комитет и Объединенный штаб ОДКБ), Совет министров иностранных дел, Комитет секретарей советов безопасности, Постоянный совет ОДКБ. Постоянно действующим рабочим органом является Секретариат.

Формирование, функционирование и применение коллективных сил ОДКБ находится в ведении Объединенного штаба. Коллективные силы формируются за счет интеграции в их состав контингентов национальных вооруженных сил и делятся на коалиционные и региональные группировки войск.

Коалиционные группировки войск:

  1. Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР);
  2. Коллективные авиационные силы (КАС);
  3. Коллективные миротворческие силы (КМС).

Региональные группировки войск:

  1. Восточноевропейская группировка (Россия-Беларусь);
  2. Кавказская группировка (Россия-Армения);
  3. Коллективные силы быстрого развертывания для Центральноазиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР).

ОДКБ проводит регулярные учения. В последние годы состоялись следующие маневры:

  • учения КМС «Нерушимое братство» (в 2020 г. прошли в Беларуси); 
  • учения КСБР ЦАР «Рубеж» (в 2019 г. прошли в Таджикистане); 
  • учения КСОР «Взаимодействие» (в 2019 г. прошли в России);
  • учения «Боевое братство» - маневры, интегрирующие все виды учений ОДКБ («Боевое братство – 2019» включало в себя несколько частей: «Эшелон-2019» (Россия), «Взаимодействие-2019» (Россия), «Поиск-2019» (Беларусь) и «Нерушимое братство – 2019» (Таджикистан));
  • антинаркотические учения «Гром» (в 2019 г. прошли в Кыргызстане).
  • тактико-специальные учения «Кобальт» формирований сил специального назначения КСОР (в 2018 г. прошли в Казахстане);
  • тактико-специальные учения с силами и средствами разведывательных служб и подразделений «Поиск» (в 2018 г. прошли в Казахстане);

Многие учения 2020 года были отменены или перенесены на 2021 год из-за пандемии COVID-19.

Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ

Большой резонанс в СМИ получило создание Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Проект соглашения по их созданию был подписан в феврале 2009 года, а утверждающая КСОР сессия прошла в июне того же года. Однако тогда решение о создании КСОР было принято лишь четырьмя из шести государств-членов, что противоречило пункту 1 Правила 13 Правил процедуры Совета коллективной безопасности (отсутствие консенсуса). Документ по КСОР не подписали Беларусь и Узбекистан. Белорусская делегация не приехала на саммит ОДКБ, объяснив свой шаг «экономической дискриминацией» со стороны России. Однако уже в октябре 2009 года Минск дал согласие на создание КСОР.

Основные задачи КСОР в соответствии с Соглашением о КСОР включают участие в предотвращении и отражении вооруженного нападения на территории государства-члена, борьбу с международным терроризмом, участие в мероприятиях по защите населения и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи. Создание КСОР было обусловлено потребностью в универсальном инструменте реагирования на широкий спектр вызовов и угроз на всей территории ОДКБ (функционал КСБР ЦАР ограничен территориально и списком задач).

Численность КСОР составляет около 20,000 человек (для сравнения: КСБР ЦАР – 5,000). В состав КСОР ОДКБ, в отличие от КСБР, входят не только воинские соединения и части постоянной готовности вооруженных сил государств-членов, но и формирования сил специального назначения из числа специальных подразделений органов внутренних дел, органов безопасности и специальных служб, а также органов по чрезвычайным ситуациям.

Сотрудничество ОДКБ с международными организациями

Сотрудничество ОДКБ с международными организациями в сфере безопасности предусмотрено статьей 4 Устава.

В 2004 году ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, а в 2010 году организации подписали Совместную декларацию о сотрудничестве между секретариатами. В 2020 году Генеральный секретарь ООН и Генеральный секретарь ОДКБ выступили с совместным заявлением, в котором констатировали прогресс в отношениях.

ОДКБ укрепляет сотрудничество с ШОС и СНГ. Помимо двусторонних соглашений, взаимодействие ОДКБ с контртеррористическими структурами ШОС и СНГ регулируется трехсторонним Меморандумом о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия 2018 года.

Сотрудничество ОДКБ и НАТО на практике не осуществляется, хотя ОДКБ традиционно высказывает готовность к нему. К примеру, на заседании СМИД ОДКБ 2019 года было принято Открытое обращение к министрам иностранных дел государств-членов НАТО об укреплении взаимного доверия и развитии сотрудничества. Однако со стороны НАТО такие призывы не находят отклика, несмотря на заявления о перспективности сотрудничества. В 2009 году Генеральный секретарь НАТО был готов предложить ОДКБ официальное взаимодействие, однако это предложение было воспринято США как легитимизация организации, которая «доказала свою неэффективность». Тезис о том, что ОДКБ не воспринимается как организация, равная в своих возможностях НАТО, выдвигался и позже, в том числе Генеральным секретарем Йенсом Столтенбергом. Более того, действия России в отношении Украины с 2014 года привели к еще большему ужесточению позиции НАТО по сотрудничеству с Россией и ОДКБ.

Проблемы и перспективы развития ОДКБ

Многие планы по развитию ОДКБ остаются на уровне заявлений. Например, единую систему ПВО обещалисоздать еще в 2009 году, ситуационный центр ОДКБ анонсировали в 2011 году. В 2021 году было заявлено о перспективности создания единых объединенных систем связи, разведки и ПВО, однако о конкретных сроках не сообщалось. Эту проблему зачастую связывают с разрозненностью интересов государств-членов, которых в организации объединяет лишь Россия – очевидный лидер ОДКБ, обеспечивающий 50% бюджета организации.

Тем не менее, ОДКБ продолжает стремиться к развитию своего потенциала. На заседании СКБ ОДКБ в декабре 2020 года были приняты План развития военного сотрудничества государств-членов и Антинаркотическая стратегия государств на 2021-2025 годы. Особый акцент сделан на развитие миротворческих сил ОДКБ и наращивание совместных усилий по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

 


Алисия Иванова -  младший аналитик, Совет по международным отношениям «Минский диалог».