12.10.2017

Опубликовано на Nmby.eu

Денис Мельянцов

Cтало известно, что Евросоюз впервые в истории пригласил на саммит «Восточного партнерства» лично президента Беларуси Александра Лукашенко. Ранее, чтобы не приглашать белорусского президента, но при этом не накликать на себя обвинений в двойных стандартах, Брюссель использовал формулу «приглашение стране в целом», когда каждая из стран-членов инициативы должна была сама определиться, кто будет ее представлять на саммите. Но при этом неформально в Минск посылались сигналы о нежелательности приезда белорусского лидера. Что же изменилось в этот раз? И что даст Беларуси участие в саммите на высшем уровне.

Прежде всего, было устранено чисто формальное ограничение: в прошлом году с Беларуси были сняты санкции, и в том числе персональные ограничения на въезд Александра Лукашенко в Европейский союз. И свой «шенген» белорусский президент уже даже успел «распечатать», посетив в мае 2016 года Италию и Ватикан.

Однако самой важной причиной явилась, безусловно, изменяющаяся роль Беларуси, которая за несколько лет превратилась из «последней диктатуры Европы» в миротворца, содействующего урегулированию кризиса в Украине. Конструктивную роль Беларуси в регионе постоянно подчеркивают европейские визитеры разного уровня, отмечена она и в документах Совета ЕС. После того, как Папа Римский назвал Минск «местом мира», риторика и отношение к Беларуси в Европе существенно изменилось.

В Брюсселе также прекрасно понимают, что по сравнению с Молдовой, Украиной и другими странами «Восточного партнерства» Беларусь от этой программы ничего существенного не получила. Да, Беларусь не планирует вступать в ЕС, и поэтому не собирается перенимать европейские правила и стандарты. Соответственно, проекты с Брюсселем существенно ограничены. Но в то же время, нельзя не поощрить независимую (от Москвы) политику Минска в отношение Украины. Самое меньшее, что может сделать ЕС – это принять, наконец, Беларусь такой какая она есть, и пригласить ее президента в качестве полноправного участника саммита партнерской программы. Намного раньше такой же чести удостоился президент Азербайджана. Но у Азербайджана, в отличие от Беларуси, был серьезный ресурс в виде нефти, который делал его интересным Брюсселю и позволял закрывать глаза на не слишком демократическое правление господина Алиева. И вот теперь Минск обрел свой внешнеполитический ресурс в виде переговорной площадки по Украине и «донорства стабильности» в регионе. И с ним начали говорить.

Участие президента в брюссельском саммите – безусловно, важное внешнеполитическое событие. И не важно, что «Восточное партнерство» находится в застое, не имеет четких целей и задач, и что двусторонние отношения Беларуси с ЕС за последние годы идут с опережением документов «Восточного партнерства» и Европейской политики соседства. Участие в саммите на высшем уровне будет означать, что Беларусь как страна и Лукашенко как ее глава признаны легитимными и полноправными участниками «Восточного партнерства» и белорусско-европейского диалога. Брюссель таким образом дает понять странам-членам ЕС и государствам-партнерам, что Беларусь более не изгой международной политики и с ней можно иметь дело. В том числе и в экономических вопросах.

Для белорусской дипломатии саммит позволит еще раз, но уже в столице ЕС и на самом высоком уровне, заявить об идее «Минского процесса» («Хельсинки-2») и провести необходимые встречи с европейскими политиками и чиновниками для дальнейшего продвижения этой инициативы.

Немаловажен и психологический аспект такого визита. Ведь Александр Лукашенко приедет в Брюссель фактически победителем. Более десяти лет он был объектом санкций, изоляции и давления. И вот Евросоюз приглашает его лично на саммит партнеров ЕС в Брюссель, несмотря на то, что он не поменял своей политики, не пошел на требования европейских чиновников по проведению реформ и остался верен своему пониманию внутренней и внешней политики. Лукашенко в Брюсселе – это живое доказательство тезиса самого Лукашенко о том, что нет никаких принципов и ценностей у политики ЕС, а есть двойные стандарты, национальные интересы и безответственные политики. И хотя институциональная память в Брюсселе коротка, но белорусский президент-то все помнит, и будет чувствовать свое превосходство.

Остаются опасения по поводу того, что подумают в Москве. Но предстоящий саммит кардинальным образом отличается от исторического Вильнюсского, когда принимались решения об ассоциации с Украиной и другими странами «Восточного партнерства». В Брюсселе не предполагается никакой существенной трансформации системы отношений с партнерскими странами. Украине, Молдове и Грузии в рамках «Восточного партнерства» Евросоюзу предложить больше нечего. Остальные свой геополитический выбор также сделали, и ЕС здесь не может ничего поменять. Поэтому опасаться Москве нечего. Перефразируя товарища Сталина, ей остается только завидовать, что Лукашенко в Брюсселе и не под санкциями, а Путин совсем даже наоборот.

 


Денис Мельянцов - координатор программы «Внешняя политика Беларуси» экспертной инициативы «Минский диалог».