Опубликовано Дискуссионным клубом "Валдай"

Вопрос о том, какое влияние на безопасность и политическую стабильность оказывает инфраструктурная связность стран и регионов, может показаться излишне простым и однозначным. На интуитивном уровне мы можем прийти к выводу о том, что масштабные международные инфраструктурные проекты несут большой позитив для участвующих государств и отношений между ними. Такие проекты генерируют новые возможности и, соответственно, интересы. Притом интересы преимущественно общие или совместимые. И часто — неконкурентные. Для того, чтобы стабильно пользоваться благами и возможностями, генерируемыми инфраструктурными проектами, странам, бизнес-сообществам и отдельным людям нужны ста- бильность, предсказуемость и понятные правила игры. Поэтому, помимо экономических эффектов, от больших инфраструктурных инициатив всегда можно ожидать установление определённых рамок — в первую очередь в области политической устойчивости и безопасности.

Однако любые созидательные международные инициативы, в том числе инфраструктурные проекты, развиваются не в вакууме. Какие бы цели ни преследовали их инициаторы, их проектирование соприкасается со структурными факторами международных отношений, а также с особенностями взаимодействия государственных и негосударственных акторов. Поэтому при обсуждении возможностей использования больших инфраструктурных проектов для конструирования менее конфликтных систем региональных и межрегиональных отношений важно не увлекаться лишь позитивными ожиданиями.

Во-первых, для согласования и успешной реализации масштабного инфраструктурного проекта нужны хотя бы минимальные условия: доверие и эффективная коммуникация междуучаствующимистранами.В некотором смысле эта тема — из разряда «яйцо или курица». Сама идея международного инфраструктурного проекта должна способствовать и укреплению доверия, и налаживанию разноуровневой эффективной коммуникации. Однако без изначального наличия этих факторов на минимальном уровне запуск большого проекта пред- ставляет собой чрезмерный риск для его инициаторов и инвесторов. А зачастую — и вовсе невозможен.

Во-вторых, помимо позитивных эффектов инфраструктурных проектов, способствующих сглаживанию конфликтов, можно ожидать и те, которые, наоборот, будут воспламенять старые конфликты или создавать основания для появления новых.

Наконец, инфраструктурные намерения могут оказаться неспособными проецировать какое-либо влияние на региональную безопасность и конфликты (ни позитивное, ни негативное). И в результате даже самые амбициозные и обеспеченные ресурсами проекты могут «затухнуть» под прессом существующих проблем и противоречий.

Исходя из этих общетеоретических предположений, в записке анализируются возможные эффекты трансконтинентальных инфраструктурных проектов для политической стабильности и безопасности в Евразии, в особенности — для региона Восточной Европы.