№ 20/ 15.09.2022

Кристина Ермак

 

Партнер по диалогу – наблюдатель – полноправный член

В 2010-2015 годах Беларусь участвовала в работе ШОС в статусе партнера по диалогу. Этот статус позволяет присутствовать, с предварительного согласия председательствующего, на открытых заседаниях Совета министров иностранных дел государств-членов и на совещаниях руководителей министерств и ведомств по направлениям сотрудничества государства-партнера с организацией. Партнер по диалогу может участвовать в обсуждениях без права голоса.

В июле 2015 года Беларусь повысила уровень участия в ШОС и стала государством-наблюдателем. Это открыло для Минска новые возможности, так как статус наблюдателя позволяет странам присутствовать на всех заседаниях организации и участвовать в обсуждении вопросов повестки дня без права голоса. Только в 2015 году, пребывая в новом статусе, Беларусь впервые приняла участие в совещании министров юстиции (август, Душанбе), в заседании генеральных прокуроров (август, Астана), совещании министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность (сентябрь, Сиар). В октябре 2015 года миссия ШОС наблюдала за президентскими выборами в Беларуси, что стало первым случаем участия миссии ШОС в электоральной кампании в государстве-наблюдателе. В том же году президент Беларуси участвовал в работе Совета глав государств ШОС (июль, Уфа), а премьер-министр – в Совете глав правительств ШОС (декабрь, Чжэнчжоу).

Впоследствии Минск присутствовал на всех основных мероприятиях ШОС и стремился выдвигать инициативы как по развитию самой организации, так и в широком контексте евразийской безопасности. Так, на саммитах в Циндао (июнь 2018 года) и Бишкеке (июнь 2019 года) Беларусь выступила с инициативами по обеспечению продовольственной безопасности в рамках ШОС, развитию IT-экосистемы ШОС, укреплению ядерной безопасности и мирному использованию атома. Также на мероприятиях ШОС продвигалась белорусская идея о запуске нового масштабного диалога по вопросам международной безопасности (Хельсинки-2).

Беларусь принимала участие и в военных учениях под эгидой ШОС. Например, в сентябре 2021 года белорусский контингент присоединился к совместному антитеррористическому командно-штабному учению ШОС «Мирная миссия-2021». Маневры прошли на полигоне «Донгузский» Оренбургской области России с участием 5,5 тыс. военнослужащих из 9 стран.

Полноформатное членство в ШОС предполагает участие в разработке основных направлений ее деятельности, председательство в организации на протяжении года, право голоса на заседаниях ее органов. 12 июля 2022 года Беларусь подала заявку на предоставление статуса члена в ШОС. Этот шаг является первым этапом процедуры принятия государства в ряды объединения. Уже 15 июля Генеральный секретарь ШОС подтвердил получение заявки Беларуси. 28-29 июля состоялся Совет министров иностранных дел государств-членов ШОС (СМИД), где белорусская заявка была обсуждена. По итогам СМИД среди государств-членов ШОС был достигнут консенсус относительно начала присоединения Беларуси в качестве полноправного члена.

Согласно Хартии ШОС, решение о приеме новых членов принимается Советом глав государств (СГГ) по представлению заключения СМИД. Хартия также закрепляет, что членом объединения может стать государство региона, которое обязуется соблюдать принципы и цели Хартии и других международных договоров, принятых в рамках ШОС. При нарушении положений Хартии и/или при систематическом нарушении обязательств по международным договорам в рамках ШОС членство в организации может быть приостановлено. Если нарушение обязательств продолжается, СГГ вправе принять решение об исключении государства из организации. В таком случае дату, с которой членство прекращается, также определяет СГГ. Возможен и самостоятельный выход государства из ШОС: за двенадцать месяцев до даты выхода депозитарию направляется уведомление о выходе из Хартии. При этом государство остается связанным обязательствами, возникшими в период членства, до их полного выполнения.

Интересы Беларуси в ШОС

С момента создания ШОС Беларусь проявляла к ней большой интерес, подчеркивая потенциал организации. Приоритетами являются взаимодействие в военной сфере, антитеррористическая деятельность и сотрудничество в экономике и культурно-гуманитарной сфере. Минск выступает за укрепление роли ШОС как ведущей платформы сотрудничества стран евразийского региона, как нового центра силы многополярного мира. Белорусское руководство заявляет намерение углублять взаимодействие с государствами-членами объединения как в рамках ШОС, так и на двусторонней основе.

Особенно актуальным участие в работе ШОС стало для Беларуси после августа 2022 года, то есть в условиях возрастающего санкционного и политического давления со стороны стран Запада, которое начало закрывать многие ранее существовавшие дипломатические и экономические возможности. Еще более очевидной потребность в расширении каналов международного сотрудничества за счет ШОС стала после начала войны в Украине. В крайне неблагоприятных геополитических условиях Беларуси, как и любому небольшому государству, жизненно необходимы работающие форматы многосторонней дипломатии и сотрудничества, которые помогают диверсифицировать контакты и расширять поле для внешнеполитического маневра. Также, став полноправным членом ШОС, Минск сможет более уверенно продвигать на ее площадке традиционные инициативы в области безопасности, в том числе направленные на деэскалацию международной напряженности.

В условиях масштабных санкций главная задача – обеспечить устойчивость экономики. Поскольку санкции препятствуют выходу на международные рынки, возникает необходимость опоры на альтернативные механизмы, которые существуют в ШОС, а также на отдельные государства-члены. Сегодня доля ШОС в мировом ВВП составляет более 30% и более 16% – в мировой торговле. Переоценивать потенциал экономического взаимодействия с ШОС для Минска не стоит, однако в существующих условиях необходимо пользоваться даже минимальными возможностями, которые могут позволить выйти на новые рынки, привлечь инвестиции и развивать инфраструктурные и инновационные проекты. Еще в статусе партнера по диалогу Беларусь участвовала в проектах в сфере технологий и программного обеспечения при поддержке Делового совета ШОС.

Кроме того, даже в условиях санкций и нарастающего геополитического противостояния Беларусь объективно заинтересована сохранить и развивать свои транспортно-логистические возможности, чему также может способствовать полноценное участие в ШОС, Хартия которой (статья 3) акцентирует роль транспортно-логистического сотрудничества. Соответствуют белорусским интересам и перспективы взаимодействия по линии ЕАЭС-ШОС и ОДКБ-ШОС.

 

Кристина Ермак

Стажерка, Совет по международным отношениям «Минский диалог»