Памятная записка 16 / 20.05.2021

Алисия Иванова

Соглашения, регулирующие разоружение и контроль над вооружениями, могут иметь глобальный и региональный характер.

Основные договоры в области разоружения и контроля над вооружениями, подписантом которых является Беларусь, представлены в Таблице 1. Она также показывает, когда договор был заключен и вступил в силу, а также когда к нему присоединилась Беларусь, в том числе путем правопреемства обязательств СССР. Далее в тексте памятной записки приводится краткая дополнительная информация по каждому соглашению: основные обязательства, которые он накладывает на государства-члены, и действия, предпринятые Беларусью с целью выполнения этих обязательств.

Таблица 1. Договоры в области разоружения и контроля над вооружениями, подписантом которых является Республика Беларусь

222

Обязательства Беларуси в сфере разоружения

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении запрещает разработку, накопление, приобретение, удержание, производство и передачу биологических агентов или токсинов, которые не предназначены для мирных целей, а также относящихся к ним оружия и оборудования. На территории Беларуси такое оружие и объекты по его производству отсутствуют.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении обязывает: а) Не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать, не сохранять, не применять и не передавать химическое оружие; б) Не проводить приготовлений к его применению. Беларусь не имеет запасов химического оружия и объектов по его производству, а также осуществляет контроль за предприятиями химической промышленности, ввозом и вывозом химикатов в целях соблюдения положений Конвенции.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) обязывает не передавать, не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие и контроль над ним. Беларусь добровольно отказалась от обладания ядерным оружием, находившемся на ее территории после распада СССР, а позже закрепила безъядерный статус страны в Конституции. В ответ, Великобритания, Россия и США предоставили Беларуси гарантии безопасности в рамках Будапештского меморандума 1994 года, обязуясь уважать независимость, суверенитет и территориальную целостность Беларуси.

Конвенция о запрете противопехотных мин обязывает не применять, не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать, не сохранять и не передавать противопехотные мины. В соответствии с договором, каждое государство-участник обязуется уничтожить запасы противопехотных мин в кратчайшие возможные сроки. Уничтожение противопехотных мин в Беларуси проходило при поддержке Агентства НАТО по техническому обеспечению и снабжению. Беларусь полностью выполнила взятые на себя международные обязательства в рамках конвенции в апреле 2017 года, что на 9 лет превышает срок, установленный статьей 4.

Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) действовал между США и СССР и предусматривал обязательства по ликвидации определенных типов ракет и пусковых установок. Беларусь как одна из правопреемниц договора ликвидировала 584 ракеты меньшей и средней дальности и более не предпринимала попыток по созданию таких ракет. Договор считается прекратившим действие 2 августа 2019 года в связи с выходом из него США и России после ряда взаимных обвинений в нарушении договора. Однако Беларусь продолжает придерживаться его положений. Более того, вскоре после распада ДРСМД Минск предложил подписать декларацию ответственных стран о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе.

Обязательства Беларуси в сфере контроля над вооружениями

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия и пять протоколов к ней запрещают использование:

  1. Оружия, действие которого заключается в поражении осколками, которые невозможно обнаружить с помощью рентгеновских лучей;
  2. Необнаруживаемых противопехотных мин, самоуничтожающихся и не саморазрушающихся мин вне контролируемых территорий, а также мин и мин-ловушек против гражданского населения;
  3. Оружия, которое предназначено для поджога объектов или причинения ожогов гражданским лицам;
  4. Лазерного оружия, разработанного для причинения слепоты.

Протокол 5 обязывает государства провести очистку территории от неразорвавшихся боеприпасов и предоставить информацию об использовании оружия взрывного действия. Беларусь присоединилась ко всем протоколам Конвенции и выполняет их положения, однако изначально сделала оговорку об отсрочке имплементации положения Протокола 2 о ликвидации мин, которые разбрасываются с расстояния. Позже Беларусь уничтожила этот тип мин в соответствии с Конвенцией о запрете противопехотных мин 1997 года.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был призван обеспечить, чтобы в пределах района его применения обычные вооружения и техника не превышали установленного количества. Договор предусматривает право проводить и обязательство принимать инспекции в целях проверки соблюдения его положений среди государств-членов. Квота Беларуси на количество вооружений была рассчитана Соглашением о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, заключенным между бывшими советскими республиками в 1992 году. Беларуси разрешалось сохранить 1800 танков, 2600 боевых бронированных машин, 1615 артиллерийских систем, 294 боевых самолетов, 80 ударных вертолетов. Беларусью было уничтожено 1773 танка, 1341 боевая бронированная машина и 130 боевых самолетов.

Беларусь представляет Россию на заседаниях Совместной консультативной группы ДОВСЕ, в связи с приостановлением участия России в заседаниях в 2015 году. На саммите ОБСЕ 1999 года было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ, которое вводило категорию национальных квот на вооружения. Соглашение было ратифицировано Беларусью в 2000 году, однако не вступило в силу в связи с отсутствием ратификаций со стороны стран-членов НАТО.

Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии устанавливает рамки для противодействия незаконному обороту легкого и стрелкового оружия с помощью: 

  1. Национальных мер контроля над их производством;
  2. Экспортного и импортного контроля;
  3. Контроля над запасами такого оружия;
  4. Обмена релевантной информацией между государствами.

В соответствии с Документом Беларусь реализовала совместные с ОБСЕ проекты по наращиванию потенциала в области управления запасами легкого и стрелкового оружия. Также, Беларусь ежегодно предоставляетрелевантную информацию государствам-участникам.

Договор по открытому небу (ДОН) обязывает государства принимать и дает право совершать определенное количество наблюдательных облетов в год для идентификации наличия существенной военной техники. Квоты на облеты определяются в зависимости от географического размера государства. Россия и Беларусь имели общую квоту в 42 полета в год; такое же количество было предоставлено США. После ряда взаимных претензий США и России по выполнению ДОН в ноябре 2020 года Вашингтон вышел из Договора, а в январе 2021 года процедуры по выходу из договора начала Москва. МИД Беларуси заявил, что выход США наносит ущерб архитектуре евроатлантической безопасности и что проблемы, связанные с выполнением ДОН, следует решать посредством диалога. Несмотря на начало выхода России из договора, работа в рамках группы государств Беларусь-Россия в рамках договора продолжается.

Документ ОБСЕ о запасах обычных боеприпасов обязывает государства идентифицировать излишки обычных боеприпасов, обеспечивать надлежащий контроль, безопасное хранение и уничтожение таких излишков, а также предоставляет рамки для сотрудничества в этой области. В 2007 году излишки обычных боеприпасов в Беларуси составляли 97000 тонн. Беларусь обращалась к ОБСЕ за помощью в контроле над этими запасами. ОБСЕ оказала Беларуси помощь по ликвидации запасов компонентов жидкого ракетного топлива.

Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности предусматривает обмен информацией о:

  1. Военных силах (военной организации и личном составе армии);
  2. Основных системах вооружения и техники и их развертывании;
  3. Численности, структуре, подготовке и оснащенности вооруженных сил;
  4. Оборонной политике, доктринах и бюджетах;
  5. Уведомляющей военной деятельности.

Документом предусмотрен механизм консультаций и сотрудничества в связи с необычной военной деятельностью и опасными инцидентами военного характера, а также механизм инспекций. В рамках Венского документа Беларусь принимает зарубежные инспекционные группы, а также направляет инспекции за рубеж. Более того, согласно главе X документа о региональных мерах доверия, Беларусь заключила двусторонние договоры с Литвой, Украиной, Латвией и Польшей. Эти двусторонние соглашения расширяют обязательства, принятые в рамках Венского документа, в том числе утверждая проведение дополнительных инспекций и уведомлений о военной деятельности.

 


Алисия Иванова -  младший аналитик, Совет по международным отношениям «Минский диалог».