Опубликовано в Eurasia Daily Monitor

Евгений Прейгерман

 

26 января в Беларуси пройдут очередные президентские выборы. В отличие от предыдущей избирательной кампании летом 2020 года, выборы 2025 года не привлекают столько медийного и политического внимания внутри страны или на международном уровне. Многие представители белорусской оппозиции и западных государств уже заявили, что не оценивают текущие выборы как удовлетворительно конкурентные, свободные и справедливые и, следовательно, не признают их результаты.

В свою очередь, белорусское правительство, похоже, не сильно обеспокоено реакцией Запада на результаты выборов и перспективами их международного признания. По состоянию на 16 января, то есть за десять дней до основного дня голосования, Минск не направил официальное приглашение сформировать миссию наблюдателей ключевому западному институту по наблюдению за выборами — Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ). В 2020 году БДИПЧ также не присылало наблюдательную миссию в Беларусь, но это было решение самого органа. Тогда белорусское правительство направило официальное приглашение, однако БДИПЧ отклонило его, сославшись на риски COVID-19, а также на то, что приглашение пришло слишком поздно.

Президентские выборы 9 августа 2020 года име.т драматические и долгосрочные последствия для траектории развития страны.

Прежде всего, они нарушили либерализационный тренд, который развивался во внутренней политике и гражданском обществе в течение пяти лет до 2020 года. Они также привели к беспрецедентному кризису в отношениях Беларуси с Западом. Политика максимального политического давления и экономических санкций со стороны Запада после выборов 2020 года привела к логистической и экономической полублокаде Беларуси и разрушению многих деловых, культурных, гуманитарных и личных связей, которые долгое время лежали в основе белорусско-западных отношений.

Это, в свою очередь, ускорило еще более тесную интеграцию между Минском и Москвой, которая осталась по сути единственным геополитическим актором, с которым правительство Александра Лукашенко могло развивать полноценные отношения. Отказ Украины и Запада использовать Минск в качестве площадки для мирных переговоров между Киевом, Москвой и сепаратистами Донбасса после президентских выборов 2020 года дополнительно подстегнул процесс белорусско-российской интеграции. Чтобы как-то диверсифицировать внешнеэкономические и дипломатические связи страны, Минск начал предпринимать усилия по переориентации своей дипломатической и деловой активности на Восток, где Китай теперь рассматривается как ключевой стратегический партнер.

Президентская кампания 2025 года разворачивается в тени шлейфа этих тенденций. Помимо геополитических и внутриполитических последствий, драматические события после выборов 2020 года, по-видимому, также предопределили форму и направление конституционных реформ в Беларуси. Выборы 26 января станут первыми президентскими выборами после конституционного референдума в феврале 2022 года, который изменил белорусскую политическую систему, внедрив в нее новый институт — Всебелорусское народное собрание. Это конституционное новшество, по сути, запустило системный переход от суперпрезидентской модели 1996–2022 годов к потенциально более децентрализованной модели, точные контуры которой определятся в ближайшем будущем.

В Беларуси идет процесс транзита власти, и его долгосрочные последствия формируются уже сейчас, несмотря на то что действующий президент Александр Лукашенко остается на вершине этой системы.

В настоящее время некоторые конституционные нововведения, включая Всебелорусское народное собрание, остаются в значительной степени в «спящем режиме», но они могут начать играть более важную роль в зависимости от политики, которую правительство Лукашенко будет проводить после дня выборов. Таким образом, президентская кампания-2025 выглядит интересной не из-за какой-либо интриги относительно ее исхода, которой нет, а скорее из-за сигналов Лукашенко о его стратегических приоритетах.

Основываясь на анализе речей Лукашенко, произнесенных за последние несколько недель, и его предвыборной программы, можно выделить как минимум четыре приоритетных направления политики Беларуси. Во введении к предвыборной программе Лукашенко называет главным достижением своего тридцатилетнего правления то, что Беларусь успешно состоялась и укоренилась как суверенное государство. Также он утверждает, что главная цель сегодня — «не дать «разорвать страну». Суверенитет является центральной темой и его недавних высказываний. В одном из них он заявил, что «наша страна всегда будет государством, вопреки любым течениям и тенденциям на международной арене», и пообещал предпринять шаги в этом направлении в течение следующих пяти лет.

Другие три приоритетные направления, по-видимому, являются сферами, в которых Лукашенко намерен предпринять эти шаги. Первый среди них – безопасность. С начала войны в Украине Лукашенко неоднократно высказывал мнение, что главной стратегией Минска должно быть предотвращение прямого участия в боевых действиях между Россией и Украиной. Теперь он идет еще дальше, заявляя, что Беларусь может рухнуть как государство, если ее втянут в войну. Он также подчеркивает необходимость гарантировать, что белорусы не будут умирать за чужие интересы.

Следующая ключевая и повторяющаяся линия действующего президента касается смены поколений в белорусской политике, что указывает на уже начавшийся транзит власти, который Лукашенко намерен осуществить в течение своего седьмого и, вероятно, последнего президентского срока.

Если судить по его свежим заявлениям, он предвидит масштабную смену поколений на всех уровнях власти, в том числе в региональной политике.

Последний вопрос, который действующий президент подчеркивает в ходе предвыборной кампании, — это единство белорусской нации, что стало экзистенциальным вызовом для страны в свете выборов 2020 года и последовавших за ними протестов. В предвыборной программе Лукашенко обещает начать «строить мосты взаимопонимания» с теми белорусами, которые придерживаются противоположных взглядов. В ней также заявляется, что «диалог, а не раскол» должен быть путем вперед.

Оппозиционные круги и многие на Западе, очевидно, не верят, что все эти обещания, особенно последнее, сбудутся в ближайшее время. Однако все более сложные геополитические реалии вокруг Беларуси дают основания ожидать, что Минск попытается сделать хотя бы некоторые примирительные шаги в отношении своих политических оппонентов. Беларусь и ее народ выиграют только в том случае, если правительство и оппозиция, а также внешние акторы смогут подходить к белорусскому суверенитету, безопасности и политической эволюции стратегически, а не будут сосредотачиваться лишь на своих непреодолимых разногласиях.

 

Евгений Прейгерман

Директор, Совет по международным отношениям «Минский диалог»