02.10.2018

Опубликовано ECFR

Евгений Прейгерман

В ходе недавнего визита в Вашингтон президент Польши Анджей Дуда предложил Соединенным Штатам разместить постоянную военную базу в его стране. Польское правительство уже не в первый раз выдвигает такую идею. И это несмотря на то, что несколько многонациональных боевых групп НАТО уже находятся на ротационной основе в Польше и странах Балтии в рамках Усиленного передового присутствия НАТО. США – в качестве «рамочной страны» – возглавляют боевую группу в Польше и потому имеют там в любой момент времени минимум 800 своих военных.

Тем не менее, последние месяцы польские власти лоббируют размещение на востоке страны целой бронетанковой дивизии США. Они даже заявляют о готовности предоставить до 2 млрд долларов для покрытия расходов на обустройство базы. При этом, по словам Дональда Трампа, «они предложили нам намного больше, чем 2 млрд долларов, и поэтому мы сейчас изучаем этот вопрос». Чтобы дополнительно привлечь внимание американского президента, польское правительство предложили назвать базу «Форт Трамп», как отмечал в своем недавнем комментарии эксперт Европейского совета по международным отношениям Павел Зерка.

Хотя эта тема получила большое медийное внимание, идея еще далека от реализации. Она привлекает далеко не всех в США. Генерал Бен Ходжес, экс-командующий войсками США в Европе, представил убедительный аргумент против появления постоянной базы в Польше, акцентируя при этом интересы США и необходимость сохранить единство в рамках НАТО. Тем не менее, эту идею стоит отдельно оценить с точки зрения интересов безопасности восточноевропейских государств, которые часто игнорируются великими державами. В частности: какие непреднамеренные последствия «Форт Трамп» может иметь для стабильности в регионе и безопасности отдельных восточноевропейских стран?

Появление постоянной базы США в Польше неизбежно создаст классическую дилемму безопасности в Восточной Европе. Такие дилеммы, в определении политолога Андеша Вивеля, появляются «в ситуациях, когда действия государства, направленные на усиление собственной безопасности, вызывают реакцию других государств, которая в итоге приводит к ослаблению, а не усилению безопасности первого государства».

И быстрая реакция Москвы на предложение о создании «Форта Трамп» оставляет мало сомнений в том, что американская база в Польше приведет к раскручиванию спирали безопасности.

К примеру, российский генерал Анатолий Сидоров, начальник Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) уже заявил, что при таком сценарии Вашингтон и Варшава получат «адекватный ответ».

Кто-то может выдвинуть контраргумент о том, что Россия и Запад и так находятся в спирали безопасности после аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе. Однако это едва ли отменяет тот факт, что база США в Польше еще больше усилит недоверие и вражду между сторонами. Более того, создание «Форта Трамп» будет фактически означать отказ от Основополагающего акта НАТО-Россия 1997 года, в котором альянс брал обязательство воздержаться от дополнительного размещения значительных вооруженных сил на постоянной основе». Этот акт можно считать неактуальным в сегодняшней ситуации, однако его фактическая ликвидация заметно усилит готовность Москвы к решительным контрмерам.

В ответ Россия, прежде всего, продолжит милитаризацию Калининградской области. Однако и символически, и практически этого будет недостаточно.

Поэтому следующим логическим шагом для Москвы будет оказание давления на Беларусь, чтобы последняя согласилась на размещение на своей территории российского военного контингента.

Москва уже пыталась получить такое согласие в 2015 году, но тогда Минск отказался. Причина отказа вполне понятна: предлагавшаяся Россией военная база почти точно вовлекла бы Беларусь в нараставшее противостояние России и Запада. В таких условиях разместить у себя иностранную военную базу – то же самое, что стать приоритетной целью для войск противника. Учитывая это, Минск сделал все возможное, чтобы стать нейтральной площадкой для разрешения конфликта в Украине, а не стороной политико-военной конфронтации.

Тем не менее, если США решат разместить постоянную военную базу в Польше, Минску будет очень сложно продолжать сопротивляться российскому давлению. Беларусь имеет оборонные обязательства перед Россией как на двусторонней основе, так и в рамках ОДКБ. Появление американской бронетанковой дивизии на белорусской границе станет слишком большим вызовом. Особенно если учитывать, что Минск понимает невозможность получить какую-то поддержку со стороны Запада для ослабления российского давления.

При этом важно, что Беларусь станет не единственной непреднамеренной жертвой: «Форт Трамп» будет также иметь негативные последствия и для Киева.

Если база все же появится, Минску будет гораздо сложнее сохранять гарантии, что белорусская территория никогда не станет источником агрессии против Украины.

Александр Лукашенко впервые дал такие гарантии еще в 2014 году и впоследствии неоднократно подтверждал их. Гарантии важны, так как дают Украине возможность концентрировать внимание и ресурсы на зоне конфликта в Донбасе, а не на северной границе. Отличные отношения между Лукашенко и украинским президентом Петром Порошенко указывают на то, что эти гарантии имеют большое значение.

Таким образом, одним из последствий размещения «Форта Трамп» может стать повышенный риск для Украины, из-за чего эта страна будет вынуждена существенно увеличить расходы на оборону своей северной границы.В таких условиях эскалация боевых действий могла бы иметь для Украины катастрофические последствия, особенно с учетом того, что длина белорусско-украинской границы составляет 1084 км, а расстояние до Киева от самой близкой ее точки – всего 150 км.

По этим причинам Вашингтону следовало бы серьезно отнестись к дилемме безопасности в Восточной Европе, прежде чем принимать решение по поводу строительства «Форта Трамп». Европейскому союзу также стоит уделить этой теме повышенное внимание, так как она затрагивает фундаментальные вопросы Европейской политики соседства. Появление «Форта Трамп» будет иметь крайне негативные последствия для «Восточного партнерства»: обострение дилеммы безопасности в Восточной Европе может не только приостановить, но и разрушить этот проект.

 


Евгений Прейгерман - руководитель экспертной инициативы «Минский диалог».