Опубликовано в Eurasia Daily Monitor
Евгений Прейгерман
7-9 октября президент Беларуси Александр Лукашенко посетил Москву, где участвовал в нескольких многосторонних и двусторонних мероприятиях. В частности, он принял участие в саммите Содружества Независимых Государств (СНГ), где собрались главы государств и правительств девяти его членов. В контексте текущих геополитических трансформаций в Евразии Беларусь с возобновленным интересом относится к СНГ, которое само стремится к возрождению.
СНГ было создано после распада Советского Союза для поддержания многостороннего сотрудничества между несколькими бывшими советскими республиками. Страны Балтии Литва, Латвия и Эстония отказались от участия в организации, а Грузия и Украина прекратили свое участие в СНГ в 2008 и 2014 годах соответственно. Несмотря на достаточно скромный имидж, СНГ сыграло важную роль в смягчении экономических и административных последствий исчезновения советской бюрократии. Оно помогло осуществить «цивилизованный развод» между бывшими советскими республиками и сохранить их сотрудничество.
СНГ обеспечило регулярное формальное и неформальное взаимодействие на различных административных уровнях между должностными лицами изначально вступивших в него двенадцати государств-членов. Это оказалось полезным, поскольку постсоветские страны переходили от социалистических к более рыночным экономическим моделям, а среди их правящих элит происходили значительные изменения. Мандат организации охватывал широкий спектр областей, включая оборону, пограничную политику, торговлю, экономическое и энергетическое сотрудничество, а также правовые, социальные, гуманитарные и культурные вопросы. Поскольку некоторые новые независимые государства имели спорные границы, многие регионы бывшего СССР имели высокий конфликтный потенциал. И хотя исследователи не склонны оценивать значение СНГ очень высоко, все же можно констатировать, что эта организация для рамочного сотрудничества внесла важный вклад в предотвращение возможных сценариев насильственной дезинтеграции в 1990-х годах.
Для Минска СНГ всегда имело особое значение.
Создание организации было провозглашено в ходе исторической встречи в Беларуси 8 декабря 1991 года, которая привела к подписанию Беловежских соглашений и формальному распаду Советского Союза. Более того, белорусская столица стала местом расположения штаб-квартиры новой организации — Исполнительного комитета СНГ. Это превратило Минск в уставной центр постсоветской дипломатии, что укрепляло его престиж. Исполнительный комитет СНГ и организуемые им регулярные саммиты также способствовали подготовке нового поколения белорусских дипломатов.
Однако дипломатическая значимость СНГ начала снижаться после урегулирования государствами-членами первоначальных и наиболее острых административных вопросов, последовавших за распадом Советского Союза. Со временем приоритеты участников начали все более заметно расходиться. Кроме того, растущие разногласия и открытая враждебность между некоторыми государствами-членами, которые в итоге стоили организации Грузии и Украины, сделали СНГ гораздо менее эффективной организацией. Уже в начале 2000-х годов СНГ оказалось в глубоком кризисе идентичности. Новые постсоветские интеграционные объединения с более узкими и четко определенными сферами сотрудничества начали превосходить СНГ по важности для государств-участников. В частности, Организация Договора о коллективной безопасности и Евразийский экономический союз больше соответствовали индивидуальным потребностям своих членов, чем довольно расплывчатый мандат Содружества.
Тем не менее, геополитическая важность СНГ для России поддерживала организацию на плаву.
Хотя у государств-членов становилось все меньше общего, их двусторонние партнерства с Москвой служили основой для СНГ и других постсоветских форматов.
Одновременно с этим военные и экономические конфликты России с Грузией, Украиной и Молдовой продолжали подрывать организацию. Поскольку их сотрудничество с Москвой сокращалось, Тбилиси, Киев и Кишинев не проявляли особого интереса к сохранению полноценного участия в Содружестве. В результате эти страны либо прекратили, либо приостановили свое членство.
До недавнего времени эти события не оказывали существенного влияния на Беларусь, поскольку она поддерживала хорошие отношения со всеми другими бывшими советскими республиками, используя двусторонние каналы с ними для компенсации сокращения многостороннего сотрудничества. Беларусь всегда была заинтересована в сохранении СНГ, поскольку его исчезновение создало бы значительный правовой вакуум в межгосударственных отношениях на постсоветском пространстве, а многочисленные соглашения, заключенные в рамках СНГ, пришлось бы заменять новыми. Однако еще несколько лет назад добавленная стоимость Содружества для белорусской внешней политики казалась довольно ограниченной.
Сегодня же Минск видит причины для активизации СНГ. Война в Украине и растущая конкуренция между США и Китаем трансформируют геостратегический ландшафт всей Евразии и выявляют расходящиеся геополитические амбиции на постсоветском пространстве. Западные санкции против России и ограничение сотрудничества с Китаем разрывают некоторые из важнейших цепочек экономического сотрудничества в регионе, трансформируют логистику и перестраивают структуру евразийской политической экономии. Эти процессы уже подтолкнули Беларусь — и большинство других постсоветских государств — задуматься об извлечении дополнительных выгод от более активного сотрудничества в рамках таких организаций, как СНГ.
К тому же, логистическая полублокада на западных границах Беларуси не позволяет ей взаимодействовать с западными геостратегическими альтернативами, что дает дополнительные основания усиливать ставки на Содружество.
Речь Александра Лукашенко на недавнем саммите СНГ в Москве указывает именно на это. Он призвал присутствовавших глав государств и правительств рассмотреть пути повысить эффективность региональной интеграции в рамках Содружества и расширить сотрудничество на принципах суверенного равенства и уважения национальных интересов друг друга. Он отметил, что организация должна больше сосредоточиться на содействии экономическому сотрудничеству, и подчеркнул необходимость работать над «технологическим суверенитетом» СНГ. Он также призвал государства-члены снизить свою зависимость от третьих сторон, под чем явно подразумевалась необходимость уйти от зависимости от западных технологий.
СНГ не станет главным приоритетом внешней политики Минска. Однако организация может предоставить новые возможности для сотрудничества, которые стоит внимательно изучать. При этом недавно приобретенное Беларусью членство в Шанхайской организации сотрудничества и перспективы развития партнерства с БРИКС предлагают более интересные экономические перспективы, открывая путь к новым и неосвоенным рынкам по всему южному полушарию. Минск, вероятно, будет искать такую модель маневрирования, которая позволит расширять сотрудничество в рамках СНГ и устанавливать новые партнерства в Азии и Африке, надеясь при этом со временем восстановить связи с западными странами.
Евгений Прейгерман
Директор, Совет по международным отношениям «Минский диалог»