Стратегическая оценка №15 / 20.07.2020
Андрей Русакович
Ключевые выводы
- Пандемия и ее последствия обозначили новые вызовы для ЕАЭС, к которым он оказался неподготовленным.
- Механизмы по сдерживанию пандемии разрабатывались и реализовывались на национальном уровне при минимальном участии институтов ЕАЭС.
- В значительной степени в период пандемии оказались болезненными процессы незавершенности формирования единого экономического пространства и эффективности функционирования его институтов.
- Падение цен на нефть, снижение потребления, сжатие рынков, дисбаланс развития отраслей, необходимость в ресурсах на обеспечение медицинской, экономической безопасности, сложные политические процессы в странах-членах увеличивают неустойчивость ЕАЭС.
- В посткоронавирусный период ЕАЭС сохранит основные направления развития; в то же время пандемия и ее последствия формируют как новые вызовы, так и предоставляют шансы для технологического рывка.
- Вопросы совмещения ЕАЭС с другими интеграционными проектами постсоветского пространства нуждаются в переосмыслении, в частности, одной из важных задач союза и государств-членов является поддержание необходимого «баланса» между интеграционными группировками.
- Одной из главных задач на внешнем контуре становится повышение готовности ЕАЭС к усилению конкуренции между государствами и экономическими объединениями.
Шестилетние итоги
ЕАЭС подошел к своему шестилетию в сложное время. Сегодня это наиболее динамичный интеграционный проект на постсоветском пространстве, его экономическое содержание соответствует либерально-рыночной парадигме. Основополагающие документы ЕАЭС в целом отвечают современным трендам глобализации и интеграции, учитывают мировой опыт интеграционных объединений, а также предыдущие попытки постсоветской интеграции.
Несмотря на двадцатипятилетнюю историю евразийской интеграции (ее организационное оформление берет начало в январе 1995 года, когда Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о Таможенном союзе), в ЕАЭС до сих пор сформированы только основы экономического союза: функционирует таможенный союз (с преградами), реализуются основные принципы единого экономического пространства, формируются механизмы взаимодействия с другими интеграционными объединениями и государствами. Таможенный кодекс ЕАЭС, вступивший в силу 1 января 2018 года, учитывает современный международный опыт. Его применение позволило ускорить и упростить экспортно-импортные операции. В ЕАЭС реализуются программы цифровизации, запущен механизм переходной модели общего рынка электроэнергии, формируются единые отраслевые рынки.
Сохраняются и проблемные вопросы: дисбаланс развития экономик стран-членов; невысокий объем взаимной торговли в общем объеме внешней торговли ЕАЭС и ее сырьевая направленность; наличие барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке. Сложно продвигаются вопросы формирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Россия и Казахстан являются крупными экспортерами энергоносителей, Армения, Беларусь и Кыргызстан существенно зависят от импорта нефти и газа, что формирует одно из фундаментальных противоречий в ЕАЭС. Предметом дискуссий являются вопросы наднациональных полномочий институтов ЕАЭС.
Сложности, которые проявляются в процессе развития ЕАЭС, отражают различные дисбалансы и противоречия, свойственные региону в целом, и не носят критического характера для интеграционного тренда.
Приоритеты белорусского председательства и пандемия
Белорусское председательство в ЕАЭС 2020 года преследует амбициозные цели, которые должны сформировать программу действий на очередной пятилетний этап. В основе предлагаемой белорусской стороной программы действий:
- решение задач, направленных на переход к единой/общей политике в сферах промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта;
- формирование общих энергетического, финансового, транспортного рынков;
- выравнивание условий осуществления хозяйственной деятельности;
- реализация эффективной социальной политики.
Одной из первостепенных задач было определено полное устранение барьеров, максимальное сокращение изъятий и ограничений на рынках ЕАЭС, предотвращение возможности возникновения новых видов препятствий.
Среди инструментов реализации намеченных задач определены: совершенствование институциональной структуры в контексте усиления наднациональной компетенции органов союза, разработка современных технических регламентов, реализация современной цифровой повестки, активизация взаимодействия ЕАЭС с другими государствами и объединениями.
Пандемия коронавируса продемонстрировала неподготовленность объединения (как, впрочем, и других объединений и государств) к подобного рода вызовам.
В ЕАЭС возобладали страновые тактические действия для преодоления пандемии, которые слабо координировались на межгосударственном уровне и различались в плане реализации. Руководство Российской Федерации, Казахстана, Армении приняло решение о введении жестких карантинных мер, включая закрытие границ. Руководство Беларуси сделало акцент на систему точечного противодействия пандемии, отказавшись от массовых карантинных мер. Закрытие границ для мобильности людей, попытка закрытия рынков – краеугольных камней интеграции – нанесло ущерб имиджу ЕАЭС, а различия в подходах государств-членов в противодействии пандемии коронавируса сформировали дополнительные сложности для функционирования организации.
Параллельно с пандемией, а потом и как одно из ее последствий, сформировался узел проблем, связанных с падением цен на нефть из-за разногласий участников сделки ОПЕК+ и снижения ее потребления. Это существенно задевает экономические интересы членов ЕАЭС, в первую очередь России. Есть риск реализации российским руководством национальной стратегии действий, которая объективно будет противоречить интересам других участников объединения. В первую очередь тех, которые зависят от поставок российской нефти и газа (Армения, Беларусь). Указанные сложности могут привести к откладыванию формирования общих рынков нефти и газа в ЕАЭС.
Снижение уровня жизни населения, изменение общественного сознания под воздействием пандемии, переформатирование занятости сформировали для элит государств-членов ЕАЭС долгосрочные вызовы, преодоление которых во многих случаях видится в основном на национальном уровне.
На уровне институтов ЕАЭС в первое время ощущался дефицит реальных действий по противодействию пандемии, попыток координации действий национальных правительств. Апрельское заявление лидеров ЕАЭС носило характер политической декларации, которая подтверждала готовность к продолжению сплоченной работы для устранения негативных последствий COVID-19. Было объявлено о принятии пакета мер, направленных на сохранение макроэкономической стабильности, обеспечение жизненно важных потребностей населения, поддержание взаимной торговли и свободы перемещения товаров, создание условий для восстановления и дальнейшего развития экономики.
Государства-члены заявили о необходимости содействия друг другу, укрепления систем здравоохранения, совершенствования взаимодействия при реагировании на эпидемии. Были приняты решения о временном запрете на вывоз из ЕАЭС средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения и материалов, отдельных видов продовольственных товаров. И в то же время упрощены таможенные процедуры для ввозимых медицинских товаров и отдельных категорий продовольствия.
Пандемия также совпала с проведением крупных политических мероприятий в ряде стран-членов, имеющих большой общественный резонанс. В России общественное внимание было сконцентрировано на референдуме по поправкам к Конституции, в Беларуси – на президентских выборах. Интеграционные проблемы в этих условиях оставались на втором плане. Более того, в ряде случаев в ходе политических дискуссий интеграционная тематика являлась предметом критики, приносилась в жертву для получения краткосрочного преимущества.
Стратегические направления развития
Лидеры стран ЕАЭС в мае в основном одобрили стратегические направления развития интеграции до 2025 года, и тем самым сформировали четкое послание, в котором подтвердили приверженность основным принципам евразийской интеграции. ЕАЭС попытается сохранить набранную к 2020 году динамику. В то же время государства-члены вынуждены будут взвешенно подходить к формированию новых тенденций в деятельности объединения. Прежде всего это касается таких вопросов, как усиление полномочий наднациональных органов, создания общей валюты. Решения экономических проблем, вызванных пандемией и другими факторами, страны попытаются искать в основном на национальном уровне. Такой подход обусловлен и тем, что пандемия продемонстрировала ограниченные возможности ЕАЭС в целом и России как его локомотива оказать содействие партнерам в противостоянии новым вызовам.
Вызовы пандемии, падение мировых цен на энергоносители, сжатие мировых и региональных рынков, переформатирование рынка труда – все это окажет влияние на государства ЕАЭС и саму организацию в плане формирования новых драйверов развития, отказа от односторонней ориентации на сырьевые источники, создания современных технологий.
Как представляется, реализация этих трендов, при условии «разделения труда» между наднациональными и национальными структурами, послужит дополнительным импульсом развитию ЕАЭС, повышению его эффективности и привлекательности.
Совмещение ЕАЭС с другими интеграционными проектами постсоветского пространства нуждается в переосмыслении, поддержание необходимого баланса интеграционных группировок представляется одной из важных задач. СНГ как рамочная структура постсоветского пространства имеет устоявшуюся траекторию развития и в целом, с учетом достигнутого уровня экономической интеграции в виде зоны свободной торговли, удачно сочетается с ЕАЭС.
Союзное государство Беларуси и России, как уникальный проект и своего рода «лаборатория» постсоветской интеграции, безусловно, подошло к определенному рубежу в своем развитии. В сентябре 2019 года главы правительств Беларуси и России парафировали обновленную программу действий по реализации положений Договора 1999 года и утвердили список «дорожных карт» по основным направлениям формирования Единого экономического пространства. Основные дискуссии развернулись по вопросам формирования цен на нефть и газ, ликвидации барьеров по доступу товаров на внутренние рынки, условий поддержки производителей, по налоговой политике, а также по проблеме формирования наднациональных институтов Союзного государства.
Переговорный процесс Беларуси и России в 2019 году сопровождался дискуссией в СМИ о возможном включении Беларуси в состав РФ. В медиа активно обсуждались и возможные формы дальнейшего объединения стран: от «силового» варианта и «поглощения» Беларуси до создания интеграционного объединения, предусмотренного договором о Союзном государстве 1999 года. Не исключалась возможность выхода Беларуси из интеграционных объединений. В любом случае в ближайшей перспективе актуальной задачей интеграционных проектов постсоветского пространства является повышение экономической и социальной эффективности, демонстрация возможностей для улучшения качества жизни.
Незавершенность ЕАЭС как интеграционного проекта, сложности функционирования из-за пандемии формируют ограничения и для углубления, и для расширения интеграции.
Решение парламента Узбекистана о присоединении страны к ЕАЭС в качестве государства-наблюдателя в этом плане можно расценивать двояко: и как перспективу вступления в качестве полноправного члена, и как формирование проекта «продвинутого» партнерства без вступления.
Посткоронавирусное мироустройство, как предполагается, будет носить более жесткий и силовой характер, усилится конкуренция, прежде всего технологическая. В этих условиях у государств, прежде всего небольших, одним из вариантов развития является усиление интеграции для формирования устойчивого регионального рынка, способного обеспечить необходимый уровень экономической безопасности. В этом контексте перспективы ЕАЭС представляются оптимистичными. В то же время на первый план выдвигается проблема готовности ЕАЭС к усилению конкуренции между государствами и экономическими объединениями как долгосрочному тренду. Важными задачами ЕАЭС являются вопросы усиления позиций на международной арене, минимизации негативных факторов международных отношений, формирования системы взаимодействия с другими акторами.
Андрей Русакович - заведующий кафедрой дипломатической и консульской службы БГУ; заместитель председателя, Постоянная комиссия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности; председатель правления, Центр изучения внешней политики и безопасности; член Экспертного совета, Совет по международным отношениям «Минский диалог» (Беларусь).
Публикация является частью проекта «Коронакратия:
оценка долгосрочных последствий кризиса пандемии для
международной безопасности». Проект реализуется
Советом по международным отношениям «Минский диалог» и
белорусским офисом Фонда им. Конрада Аденауэра. Содержание
публикации отражает исключительно мнение автора.
I think this is among the most significant information for me. And i'm glad reading your article. But wanna remark on some general things, The site style is great, the articles is really great : D. Good job, cheers look also at my pages and give a rating XEvil is an easy, quickly and hassle-free plan for totally automatic recognition and bypass in the vast majority of captchas (CAPTCHAs), without the need to connect any 3rd-social gathering services. This system Virtually absolutely replaces solutions for example AntiGate (Anti-Captcha), RuCaptcha, DeCaptcher and Other people. Concurrently, it substantially exceeds them in recognition velocity (ten moments or even more) and is completely totally free. https://arthurimpst.blogzag.com/71825518/online-indexing-check fast indexing of links html https://cs.xuxingdianzikeji.com/forum.php?mod=viewthread&tid=57315 speedyindex google search https://cs.xuxingdianzikeji.com/forum.php?mod=viewthread&tid=57047 solving captcha http://www.superstitionism.com/forum/profile.php?id=746508 Xevil https://bookmarkspy.com/story18560853/check-website-indexing-online-for-free speedyindex google sheets https://wik.co.kr/master4/835006 speed index how to fix in hindi https://biowiki.clinomics.com/index.php/A_Secret_Weapon_For_Xrumer Xevil https://cs.xuxingdianzikeji.com/forum.php?mod=viewthread&tid=57909 autoposting @rref@=44r
Очень хорошо Веб-сайт, Продолжайте в том же духе отлично работа. Благодарю за это! Посмотрите также мою страничку об линкбилдинг это https://pwi2.dragonicgames.com/the-ultimate-deal-on-%d1%83%d1%81%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b8%d0%bd%d0%b4%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8/ https://pwi2.dragonicgames.com/the-ultimate-secret-of-%d0%b2%d1%8b%d0%b2%d0%be%d0%b4-%d0%b2-%d1%82%d0%be%d0%bf-%d0%bf%d0%be%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%8b%d1%85-%d1%81%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bc/ https://welnesbiolabs.com/these-10-hacks-will-make-your-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-web-2-0-look-like-a-professional/ @b=