Стратегическая оценка №10 / 24.06.2020
Александр Берибес
Ключевые выводы
- Пандемия COVID-19 являет собой решающий импульс для ЕС.
- Либеральный международный порядок переживает кризис. И в то время, когда США покидают международные институты, ЕС следует защищать основанный на правилах мультилатерализм.
- COVID-19 вскрыл множественные уязвимости в международных отношениях, в том числе и внутри ЕС. Однако предпринятые ЕС финансово-экономические меры показывают, что, вопреки мнению некоторых комментаторов, европейские институты не являются неуклюжими бюрократическими монстрами.
- Для Европы трансатлантический альянс остается необходимостью, несмотря на турбулентность, при этом Европа «должна работать над реализацией идеи создания в будущем настоящей европейской армии» в качестве дополнения НАТО.
«Во взаимосвязанном мире никто из нас не будет в безопасности, пока все мы не будем в безопасности».
Антониу Гутерриш, Генеральный секретарь ООН
Пандемия COVID-19 в который раз продемонстрировала необходимость международной координации. Однако многосторонний подход столкнулся с колоссальным давлением, и когда потребность в эффективном сотрудничестве ощущалась больше всего, тон задали односторонние меры. Либеральный международный порядок переживает кризис. И в то время, когда Соединенные Штаты покидают международные институты, ЕС следует защищать основанный на правилах мультилатерализм.
Реакция на пандемию
Однако первая реакция государств-членов ЕС на кризисную ситуацию никак не отражала их приверженность объединенной Европе, основанной на общих ценностях взаимопомощи. Образ ЕС, неспособного действовать, казалось, заполонил собой газетные полосы, а непредсказуемая ситуация могла бы стать прекрасной возможностью для популистов. Однако те, кто надеялся, что Европа развалится на части, оказались разочарованы.
Важно отметить, что ЕС обладает ограниченными компетенциями в сфере общественного здравоохранения. Основные обязанности в этой области находятся в руках государств-членов. Тем не менее такие инструменты ЕС, как Механизм гражданской обороны, rescEU, Инвестиционная инициатива по реагированию на коронавирус (а также Инвестиционная инициатива по реагированию на коронавирус Плюс) и другие, в том числе сотрудничество по цифровым инструментам здравоохранения в электронной сети eHealth, обеспечивающей трансграничную совместимость приложений по отслеживанию и предупреждению, которые соответствуют европейским стандартам защиты данных, доказали, что ЕС играет заметную роль в регулировании кризисной ситуации. Предложенная программа ЕС в сфере здравоохранения EU4Health стоимостью 9,4 млрд евро на период 2021–2027 годов является еще одним примером стратегических ответных мер ЕС на пандемию COVID-19.
Кроме того, предпринятые ЕС финансово-экономические меры показывают, что, вопреки мнению некоторых комментаторов, европейские институты не являются неуклюжими бюрократическими монстрами. В частности, предложение Европейской комиссии о создании евроинструмента Next Generation EU стоимостью 750 млрд евро для поддержки восстановления государств-членов является сильным аргументом в борьбе с антиевропейскими силами, отрицающими необходимость ЕС. Все инициативы ЕС, а также государств-членов, показывают решимость преодолеть кризис.
COVID-19 выявил слабые места в международной политике, в том числе внутри ЕС. Планируемая Конференция о будущем Европы – процесс, подразумевающий проведение открытых дебатов, – является полезной основой для обсуждения уроков, которые необходимо извлечь из пандемии. Вовлечение граждан в дискуссию о будущем принципа многосторонности и роли ЕС в мире могло бы дать дополнительные идеи для наполнения дебатов конкретикой.
В мире, в котором царит напряженность, крайне важно содействовать диалогу, сотрудничеству и взаимному доверию как внутри ЕС, так и за его пределами. В 2020 году Германия в качестве члена Совета Безопасности ООН, государства–председателя Совета Европейского союза и председателя Комитета министров Совета Европы несет особую ответственность за продвижение этих принципов.
Стало очевидно, что пандемия COVID-19 ускоряет ранее наметившиеся тенденции, в том числе «целенаправленные операции влияния и дезинформационные кампании».
Авторитарное представление о том, что для борьбы с вирусом и противодействия социально-экономическим последствиям пандемии необходима «сильная рука», ошибочно.
Однако в обществе могут произойти сдвиги в восприятии в зависимости от того, кто первым создаст вакцину против COVID-19, так что «инфодемия», как описала кризис заместитель председателя Еврокомиссии Вера Йоурова, может принять новый поворот.
Стратегические интересы ЕС
Для Европы трансатлантический альянс остается необходимостью, несмотря на турбулентность. Поэтому процесс осмысления роли НАТО («НАТО-2030») – предложение Германии, появившееся весной 2020 года в контексте дезинформации, – начинается в подходящий момент для усиления политического измерения НАТО. Принимая во внимание вызовы, стоящие перед Европой, канцлер Меркель в своем выступлении 13 ноября 2018 года в Европейском парламенте подчеркнула, что Европа «должна работать над реализацией идеи создания в будущем настоящей европейской армии» в качестве дополнения НАТО.
В недавнем письме министров обороны Германии, Франции, Италии и Испании, адресованном их коллегам по ЕС, а также Высокому представителю/заместителю председателя Европейской комиссии Жозепу Боррелю, содержатся конкретные предложения по «предстоящим шагам, ведущим к более сильной европейской обороне». В том числе укрепление Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (PESCO) в качестве центральной политической основы европейского оборонного сотрудничества, развитие «Стратегического компаса» и повышение согласованности инструментов ЕС. А идея президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен – это Европа, которая «более стратегическая, более настойчивая и более единая в своем подходе к внешним отношениям».
В восточном измерении стратегическое значение имеют Западные Балканы и страны «Восточного партнерства». Поэтому чрезвычайно важно, что ЕС подтвердил свою «безоговорочную поддержку европейской перспективы Западных Балкан» и определился в отношении пяти долгосрочных приоритетов «Восточного партнерства» на период после 2020 года.
Россия продолжает считать постсоветское пространство своей сферой влияния. Незаконная аннексия Крыма и война на востоке Украины еще раз свидетельствуют о том, что Россия способна на непредсказуемые действия. Некогда «стратегическое партнерство» наполнилось враждебностью и недоверием. Тем не менее, согласованные пять руководящих принципов (2016 год) остаются важным ориентиром для государств-членов. Однако долгосрочный стратегический интерес Европы заключается в том, чтобы иметь тесные отношения в духе ОБСЕ.
Китай является вторым по величине торговым партнером ЕС (после США), но также и конкурентом с точки зрения ценностей и методов управления. Соответствующие различия проявляются, например, в обсуждении будущего Гонконга. Саммит ЕС-Китай, запланированный на сентябрь 2020 г. в Лейпциге (Германия), но отложенный сейчас из-за пандемии COVID-19, дает ЕС шанс действовать более сплоченно и более детально определить приоритеты отношений. Здесь можно добавить, что Португалия, которая примет председательство в Совете ЕС в январе 2021 года, одним из своих приоритетов сделает развитие отношений ЕС с Индией.
COVID-19 отодвигает на второй план другие вопросы, которые тем не менее остаются важными, и выявляет недостатки в международном сотрудничестве, в том числе в сферах контроля над вооружениями, ядерного разоружения, нераспространения и многих других.
Кроме того, язык ненависти – как в онлайн, так и в офлайн режиме – продолжает отравлять наши общества. Нападения в Питтсбурге, Крайстчерче и Галле показали, что расовая и религиозная ненависть не ограничивается отдельными странами.
Таким образом, пандемия COVID-19 являет собой решающий импульс для ЕС. Трагическая гибель более 470 000 человек является постоянным напоминанием о том, что здравоохранение – это сфера, которая касается как национальных государств, так и международного сообщества в целом. Именно поэтому для преодоления текущего кризиса и обеспечения способности эффективно действовать в следующий раз многосторонний подход следует развивать, а не отказываться от него.
Александр Берибес - координатор программы «Европейская политика», Фонд им. Конрада Аденауэра (Германия).
Публикация является частью проекта «Коронакратия:
оценка долгосрочных последствий кризиса пандемии для
международной безопасности». Проект реализуется
Советом по международным отношениям «Минский диалог» и
белорусским офисом Фонда им. Конрада Аденауэра. Содержание
публикации отражает исключительно мнение автора.