Опубликовано в Eurasia Daily Monitor
Евгений Прейгерман
29 мая Беларусь принимала венгерскую правительственную и деловую делегацию во главе с министром иностранных дел и торговли Петером Сийярто. Визит был особенно примечателен, поскольку Венгрия является единственной страной-членом ЕС, которая в настоящее время поддерживает регулярные дипломатические и экономические отношения с Минском. Расширение контактов приобретает новый смысл, поскольку 1 июля Венгрия примет председательство в Европейском совете.
ЕС объявил президентские выборы в Беларуси в августе 2020 года как «ни свободные, ни справедливые» и с тех пор принял уже несколько пакетов экономических санкций в отношении Беларуси. По оценкам минского юриста, который консультирует белорусские и западные компании по правовым последствиям санкций, сейчас около 1500 отдельных ограничительных мер направлены против различных секторов белорусской экономики.[1] Кроме того, западные предприятия и банки все чаще отказываются вести какие-либо дела с белорусскими контрагентами, даже в секторах, не затронутых санкциями. Это происходит и в гуманитарно чувствительных сферах, в том числе при поставках запчастей для медицинского оборудования и медикаментов.
В дипломатической сфере ситуация выглядит аналогично. Коммуникация между столицами ЕС и Минском в значительной степени прекращена не только между высшими должностными лицами, но и на рабочем уровне. С конца 2020 года страны-члены ЕС прекратили назначать новых послов в Беларуси. Когда действующие послы ЕС завершают свои миссии, их заменяют поверенные в делах, а не новые послы. Эти должностные лица не вручают свои верительные грамоты президенту принимающего государства, а только министру иностранных дел. Точно так же большинство правительств ЕС прекратили принимать послов Беларуси на своей территории. Брюссель таким образом пытается подчеркнуть, что не признает легитимным текущий президентский срок Александра Лукашенко.
По сути, в целом такая политика сводится к снижению уровня дипломатических отношений – как символически, так и функционально.
До недавнего времени только две страны-члена ЕС, Болгария и Венгрия, были представлены на уровне послов в Минске. София назначила своего посла еще перед выборами 2020 года, и он оставался в Минске до начала июня, когда его миссия завершилась. Посол Венгрии Зита Илона Бенчик вступила в должность в сентябре 2023 года. Она стала первым и пока единственным дипломатом ЕС с 2020 года, вручившим верительные грамоты Александру Лукашенко, и теперь является единственным послом государства-члена ЕС в Беларуси. Кроме того, Будапешт одобрил назначение нового посла Беларуси в Венгрии в феврале 2022 года. Таким образом, венгерское правительство под руководством Виктора Орбана является единственным правительством ЕС, которое признает политический статус-кво в Минске и готово полноценно развивать отношения с Беларусью.
Будапешт и Минск стремятся сохранить политические и экономические отношения на фоне разрыва связей ЕС и Беларуси. Визит Сийярто в Минск 29 мая стал для него третьим за последние три года. Во время предыдущей поездки в октябре 2023 года он выступил на открытии Минской международной конференции по евразийской безопасности и провел отдельную встречу с Лукашенко. Ранее, в апреле 2023 года, Будапешт принял правительственную делегацию Беларуси во главе с министром иностранных дел Сергеем Алейником.
В этот раз Сийярто принял участие в 12-м заседании Белорусско-Венгерской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, сопредседателями которой он и Алейник являются. В повестке дня основное внимание уделялось сотрудничеству в сферах, не затронутых санкциями, таких как сельское хозяйство, строительство, энергетика, здравоохранение, образование, наука и туризм. Делегации обсудили рост взаимного товарооборота, который в 2023 году сократился более чем на 45% по сравнению с досанкционным уровнем 2021 года и составил всего $138,8 млн. Экспорт Беларуси снизился на 57,8% в годовом исчислении, а импорт из Венгрии вырос на 13%. Однако в первом квартале 2024 года товарооборот увеличился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. 29 мая также состоялся Белорусско-Венгерский бизнес-форум, в котором приняли участие более 100 компаний из обеих стран.
Кроме того, Алейник и Сийярто провели беседу один на один. Они обменялись оценками региональной ситуации, в том числе войны в Украине. На заключительном брифинге Алейник приветствовал «мирный, конструктивный и прагматичный курс Венгрии, направленный на взаимоуважительный диалог и сотрудничество», и пообещал продолжать отвечать взаимностью. Он также подчеркнул, что Минск понимает ограничения, которые санкции ЕС накладывают на способность Венгрии работать с Беларусью, и сказал, что страны будут продолжать развивать свое партнерство с учетом этого фактора.
Сийярто также провел отдельную встречу с министром энергетики Беларуси Виктором Каранкевичем и подписал меморандум о взаимопонимании по углублению сотрудничества в атомной энергетике. Кроме того, атомные электростанции (АЭС) обеих стран — АЭС «Пакш» в Венгрии и Островецкая АЭС в Беларуси — утвердили дорожную карту сотрудничества на 2024–2025 годы. По словам венгерского гендиректора, его компания заинтересована в помощи со стороны Беларуси в строительстве АЭС «Пакш-2».
Эти двусторонние мероприятия и общая позиция Будапешта в отношениях с Минском подверглись резкой критике со стороны большинства других стран-членов ЕС и Брюсселя. В публичных заявлениях и тем более в частных беседах представители Венгрии приводят три основных аргумента, оправдывающих их подход.
Во-первых, они подчеркивают, что политика максимального давления и санкций ЕС в сочетании с прекращением полноценных дипломатических связей не привела к желаемым результатам.
Согласно документам ЕС, санкции призваны предотвратить дальнейшие авторитарные проявления во внутренней политике Беларуси и ограничить военное сотрудничество Минска с Россией в свете войны в Украине. С точки зрения Брюсселя, ситуация явно ухудшилась в обоих случаях по сравнению с тем, как она выглядела до санкций.
Во-вторых, венгерские официальные лица утверждают, что политика экономического давления на Беларусь и попытки изолировать ее дипломатически ведут лишь к дальнейшему подрыву региональной безопасности в Восточной Европе. По мнению Будапешта, сохранение открытых каналов коммуникации важно для лучшего понимания мышления официального Минска и обсуждения путей деэскалации региональной напряженности.
В-третьих, Будапешт утверждает, что имеющийся подход ЕС к Беларуси противоречит экономическим интересам и интересам безопасности Европы и Запада в целом. По этим причинам венгерские представители считают, что продолжение – и даже усиление – существующей политики ЕС в отношении Минска было бы неэффективным и опасным. Поэтому они, вероятнее всего, продолжат противиться той политике, которую Брюссель и другие страны-члены ЕС проводят в отношении Беларуси.
Евгений Прейгерман
Директор, Совет по международным отношениям «Минский диалог»
[1] Интервью автора, 1 июня.