Комментарий № 31 / 01.11.2019
Евгений Прейгерман
28 октября Александр Лукашенко принял государственного секретаря Совета безопасности, министра обороны и начальника главного разведывательного управления Генштаба. Цель встречи – обсудить «доклад о военно-политической обстановке, рисках, вызовах и угрозах для Беларуси, предложениях по реагированию». Мероприятие состоялось после того, как Лукашенко поручил разработать план действий в ответ на размещение на литовском полигоне Пабраде (всего в 15 км от белорусской границы) бронетанковой техники и контингента вооруженных сил США.
Проблемы для Беларуси
Подразделения 1-й бронетанковой дивизии США прибыли на территорию Литвы в рамках подготовки к учениям НАТО Defender Europe, которые запланированы на весну 2020 года. Учения станут одними из крупнейших за последние два десятилетия и пройдут на территории 10 европейских стран, в том числе соседей Беларуси: Литвы, Латвии и Польши. В них должны принять участие около 40 тысяч военнослужащих из 18 стран-членов НАТО.
К слову, пребывание войск США на территории стран-соседей Беларуси на ротационной основе не является новинкой. Такая практика имела место и ранее (хотя военные размещались в меньшем количестве).
Однако уже сам факт такого раннего прибытия американских военных и боевой техники до начала учений создает, как минимум, психологический дискомфорт в Беларуси. К тому же, он дает пищу для подозрений и фантазий, которые сразу же выплескиваются в СМИ.
Но все же главная проблема – это именно факт размещения контингента на таком близком расстоянии от белорусской границы.
Во-первых, приближение к границам само по себе вызывает озадаченность. Особенно у Минска, который в последние годы активно продвигает не только масштабные инициативы в области безопасности (например, о запуске нового масштабного диалога или принятии декларации ответственных стран по ракетам средней и меньшей дальности), но и подчеркнуто перемещает заметную военную активность подальше от государственных границ. Такое решение, например, было принято в рамках учений «Запад-2017» для «исключения напряженности в отношениях с соседними странами».
Тем решением Минск также стремился показать, что даже за счет символических действий можно снижать напряженность в регионе. В случае аналогичных шагов со стороны НАТО такие символические действия вполне могли бы выстраиваться в комплекс мер по созданию зоны повышенной транспарентности и доверия в Восточной Европе. В условиях разрушающейся системы контроля над вооружениями это было бы в интересах абсолютно всех стейкхолдеров региональной безопасности.
Во-вторых, в Минске опасаются, что, как выразился Лукашенко, будет создан прецедент. Если Литва размещает вооружения и военных в такой близости от границ, то почему этого не делать другим государствам? В конечном итоге это может стать фактором напряжения для вооруженных сил Беларуси по всему периметру государственной границы, так как потребует ответных шагов и повышенной концентрации. И в целом – стать новым этапом в эскалации региональной напряженности, что также не может радовать Минск, учитывая географическое положение страны.
Наконец, это неизбежно вызывает вопрос в контексте Союзного государства Беларуси и России и их региональной группировки войск. В частности, вновь актуализируется тема российского военного присутствия на территории Беларуси. Как известно, Минск ранее отверг соответствующее предложение Москвы, аргументируя это отсутствием практической необходимости и нежеланием провоцировать еще больший рост региональной напряженности. Но если страны-члены НАТО будут приближать свое военное присутствие непосредственно к белорусским границам, то рано или поздно это сделает аргументацию Минска нерелевантной.
Сигнал направлен – сигнал получен?
По итогам встречи у президента Беларуси было заявлено, что как таковой военной угрозы размещенный в Пабраде американский контингент пока не представляет. В его составе только 30 танков Abrams и 25 боевых машин пехоты Bradley, а также порядка 500 военнослужащих. Как заявил Александр Лукашенко, «это просто смешно против белорусской армии». При этом он подчеркнул, что переброска американских войск так близко к белорусской границе – это прецедент. И в этом главный вызов.
Уже на следующий день – 29 октября – по инициативе Посольства США в Минске состоялась встреча государственного секретаря Совета Безопасности Беларуси Станислава Зася с временным поверенным в делах США в Беларуси Дженифер Мур. По словам Зася, американский дипломат предоставила «пояснения по целям развертывания военнослужащих и военной техники США на полигоне Пабраде, планам их пребывания и конкретным срокам возвращения к местам постоянной дислокации. Кроме того, была предоставлена дополнительная информация о замысле учения «Защитник Европы-2020».
Комментируя итоги встречи, Госсекретарь подчеркнул важность оперативной реакции на опасения Беларуси со стороны и руководства НАТО, и США. По его мнению, это свидетельствует о том, что «голос Беларуси был услышан, а наша позиция – принята во внимание». Он также подчеркнул, что «сама ситуация возникла в условиях недостатка доверия и информированности». И поэтому в Минске особенно оценили стремление США к «открытому и конструктивному диалогу в духе требований Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности».
После общения с главой дипмиссии США и с учетом полученных пояснений и стремления НАТО к более открытому диалогу Зась заявил о готовности Минска внести коррективы в изначально принятый план ответных действий. Госсекретарь подчеркнул, что предложение уже одобрено белорусским президентом.
Возможности существующего двустороннего соглашения с Литвой
Уже это несколько смягчает ситуацию. Также, по словам министра обороны Литвы Раймундаса Кароблиса, на сами учения Defender Europe 2020 приглашаются наблюдатели от Беларуси и России. Правда, учитывая предполагаемое количество участников учений (около 40 тысяч человек), приглашение является обязательным согласно главе 6 Венского документа.
При этом и приглашение наблюдать за учениями весной 2020 года, и оперативная реакция США на опасения Минска все же полностью не снимают проблемы для Беларуси. В частности, связанные с:
- таким близким размещением американского подразделения к белорусской границе и возможным созданием прецедента;
- размещением задолго до начала самих учений;
- провоцированием реакции со стороны России.
Поэтому если Литва и другие страны НАТО действительно хотели бы акцентировать неагрессивный характер учений и раннего размещения контингента, то необходимо задействовать дополнительные механизмы. И важно, что такие механизмы уже есть.
Обращает на себя внимание, что по итогам доклада 28 октября министр обороны Беларуси Андрей Равков заявил о намерении задействовать «меры по контролю за вооружениями, отправке инспекционных групп на сопредельную территорию». Для этого, вероятно, предполагается использовать и двустороннее соглашение по региональным мерам доверия и безопасности между Беларусью и Литвой, которое было заключено в 2001 году и имеет политическую силу.
Среди прочего оно предусматривает (в дополнение к Венскому документу) проведение одной дополнительной инспекции указанного района и одного дополнительного посещения по оценке. Инспекция должна проходить за счет направляющей стороны, а посещение по оценке – за счет принимающей. Важно, что эти меры (в отличие от похожего соглашения между Беларусью и Польшей) распространяются как на собственно литовские вооруженные силы, так и на зарубежные контингенты на территории Литвы.
В сложившейся ситуации было бы особенно важно использовать эти механизмы для поддержания доверия и транспарентности вокруг размещения американских подразделений в Пабраде и в преддверии предстоящих учений НАТО Defender Europe. Притом если меры дадут искомый результат и подтвердят эффективность, важно не держать эту информацию лишь только в военных кругах, а использовать для информирования внутри Беларуси и за ее пределами.
Как минимум, это позволило бы в значительной степени снять проблемы, которые раннее и близкое размещение войск США создают для Беларуси. А как максимум, это могло бы стать уже позитивным прецедентом. Того, как выстроенная Беларусью сеть двусторонних соглашений по мерам доверия и безопасности со всеми соседями-членами НАТО (а также Украиной) может использоваться для быстрой деэскалации военно-политической напряженности в регионе.
Евгений Прейгерман - директор Совета по международным отношениям «Минский диалог».
Публикация подготовлена при поддержке белорусского офиса
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия). Ее содержание
отражает исключительно мнение автора.