Комментарий № 31 / 01.11.2019

Евгений Прейгерман

28 октября Александр Лукашенко принял государственного секретаря Совета безопасности, министра обороны и начальника главного разведывательного управления Генштаба. Цель встречи – обсудить «доклад о военно-политической обстановке, рисках, вызовах и угрозах для Беларуси, предложениях по реагированию». Мероприятие состоялось после того, как Лукашенко поручил разработать план действий в ответ на размещение на литовском полигоне Пабраде (всего в 15 км от белорусской границы) бронетанковой техники и контингента вооруженных сил США.

Проблемы для Беларуси

Подразделения 1-й бронетанковой дивизии США прибыли на территорию Литвы в рамках подготовки к учениям НАТО Defender Europe, которые запланированы на весну 2020 года. Учения станут одними из крупнейших за последние два десятилетия и пройдут на территории 10 европейских стран, в том числе соседей Беларуси: Литвы, Латвии и Польши. В них должны принять участие около 40 тысяч военнослужащих из 18 стран-членов НАТО.

К слову, пребывание войск США на территории стран-соседей Беларуси на ротационной основе не является новинкой. Такая практика имела место и ранее (хотя военные размещались в меньшем количестве).

Однако уже сам факт такого раннего прибытия американских военных и боевой техники до начала учений создает, как минимум, психологический дискомфорт в Беларуси. К тому же, он дает пищу для подозрений и фантазий, которые сразу же выплескиваются в СМИ.

Но все же главная проблема – это именно факт размещения контингента на таком близком расстоянии от белорусской границы.

Во-первых, приближение к границам само по себе вызывает озадаченность. Особенно у Минска, который в последние годы активно продвигает не только масштабные инициативы в области безопасности (например, о запуске нового масштабного диалога или принятии декларации ответственных стран по ракетам средней и меньшей дальности), но и подчеркнуто перемещает заметную военную активность подальше от государственных границ. Такое решение, например, было принято в рамках учений «Запад-2017» для «исключения напряженности в отношениях с соседними странами».

Тем решением Минск также стремился показать, что даже за счет символических действий можно снижать напряженность в регионе. В случае аналогичных шагов со стороны НАТО такие символические действия вполне могли бы выстраиваться в комплекс мер по созданию зоны повышенной транспарентности и доверия в Восточной Европе. В условиях разрушающейся системы контроля над вооружениями это было бы в интересах абсолютно всех стейкхолдеров региональной безопасности.

Во-вторых, в Минске опасаются, что, как выразился Лукашенко, будет создан прецедент. Если Литва размещает вооружения и военных в такой близости от границ, то почему этого не делать другим государствам? В конечном итоге это может стать фактором напряжения для вооруженных сил Беларуси по всему периметру государственной границы, так как потребует ответных шагов и повышенной концентрации. И в целом – стать новым этапом в эскалации региональной напряженности, что также не может радовать Минск, учитывая географическое положение страны.

Наконец, это неизбежно вызывает вопрос в контексте Союзного государства Беларуси и России и их региональной группировки войск. В частности, вновь актуализируется тема российского военного присутствия на территории Беларуси. Как известно, Минск ранее отверг соответствующее предложение Москвы, аргументируя это отсутствием практической необходимости и нежеланием провоцировать еще больший рост региональной напряженности. Но если страны-члены НАТО будут приближать свое военное присутствие непосредственно к белорусским границам, то рано или поздно это сделает аргументацию Минска нерелевантной.

Сигнал направлен – сигнал получен?

По итогам встречи у президента Беларуси было заявлено, что как таковой военной угрозы размещенный в Пабраде американский контингент пока не представляет. В его составе только 30 танков Abrams и 25 боевых машин пехоты Bradley, а также порядка 500 военнослужащих. Как заявил Александр Лукашенко, «это просто смешно против белорусской армии». При этом он подчеркнул, что переброска американских войск так близко к белорусской границе – это прецедент. И в этом главный вызов.

Уже на следующий день – 29 октября – по инициативе Посольства США в Минске состоялась встреча государственного секретаря Совета Безопасности Беларуси Станислава Зася с временным поверенным в делах США в Беларуси Дженифер Мур. По словам Зася, американский дипломат предоставила «пояснения по целям развертывания военнослужащих и военной техники США на полигоне Пабраде, планам их пребывания и конкретным срокам возвращения к местам постоянной дислокации. Кроме того, была предоставлена дополнительная информация о замысле учения «Защитник Европы-2020».

Комментируя итоги встречи, Госсекретарь подчеркнул важность оперативной реакции на опасения Беларуси со стороны и руководства НАТО, и США. По его мнению, это свидетельствует о том, что «голос Беларуси был услышан, а наша позиция – принята во внимание». Он также подчеркнул, что «сама ситуация возникла в условиях недостатка доверия и информированности». И поэтому в Минске особенно оценили стремление США к «открытому и конструктивному диалогу в духе требований Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности».

После общения с главой дипмиссии США и с учетом полученных пояснений и стремления НАТО к более открытому диалогу Зась заявил о готовности Минска внести коррективы в изначально принятый план ответных действий. Госсекретарь подчеркнул, что предложение уже одобрено белорусским президентом.

Возможности существующего двустороннего соглашения с Литвой

Уже это несколько смягчает ситуацию. Также, по словам министра обороны Литвы Раймундаса Кароблиса, на сами учения Defender Europe 2020 приглашаются наблюдатели от Беларуси и России. Правда, учитывая предполагаемое количество участников учений (около 40 тысяч человек), приглашение является обязательным согласно главе 6 Венского документа.

При этом и приглашение наблюдать за учениями весной 2020 года, и оперативная реакция США на опасения Минска все же полностью не снимают проблемы для Беларуси. В частности, связанные с:

  1. таким близким размещением американского подразделения к белорусской границе и возможным созданием прецедента;
  2. размещением задолго до начала самих учений;
  3. провоцированием реакции со стороны России.

Поэтому если Литва и другие страны НАТО действительно хотели бы акцентировать неагрессивный характер учений и раннего размещения контингента, то необходимо задействовать дополнительные механизмы. И важно, что такие механизмы уже есть.

Обращает на себя внимание, что по итогам доклада 28 октября министр обороны Беларуси Андрей Равков заявил о намерении задействовать «меры по контролю за вооружениями, отправке инспекционных групп на сопредельную территорию». Для этого, вероятно, предполагается использовать и двустороннее соглашение по региональным мерам доверия и безопасности между Беларусью и Литвой, которое было заключено в 2001 году и имеет политическую силу.

Среди прочего оно предусматривает (в дополнение к Венскому документу) проведение одной дополнительной инспекции указанного района и одного дополнительного посещения по оценке. Инспекция должна проходить за счет направляющей стороны, а посещение по оценке – за счет принимающей. Важно, что эти меры (в отличие от похожего соглашения между Беларусью и Польшей) распространяются как на собственно литовские вооруженные силы, так и на зарубежные контингенты на территории Литвы.

В сложившейся ситуации было бы особенно важно использовать эти механизмы для поддержания доверия и транспарентности вокруг размещения американских подразделений в Пабраде и в преддверии предстоящих учений НАТО Defender Europe. Притом если меры дадут искомый результат и подтвердят эффективность, важно не держать эту информацию лишь только в военных кругах, а использовать для информирования внутри Беларуси и за ее пределами.

Как минимум, это позволило бы в значительной степени снять проблемы, которые раннее и близкое размещение войск США создают для Беларуси. А как максимум, это могло бы стать уже позитивным прецедентом. Того, как выстроенная Беларусью сеть двусторонних соглашений по мерам доверия и безопасности со всеми соседями-членами НАТО (а также Украиной) может использоваться для быстрой деэскалации военно-политической напряженности в регионе.


Евгений Прейгерман - директор Совета по международным отношениям «Минский диалог».

 

Публикация подготовлена при поддержке белорусского офиса 
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия). Ее содержание
отражает исключительно мнение автора. 

Аналитическая записка подготовлена при поддержке
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия)