07.10.2019

ДЕКЛАРАЦИЯ молодых лидеров по вопросам безопасности, миропорядка и взаимозависимости в Большой Европе и Центральной Азии

Отношения между Европейским союзом, Россией и Китаем в настоящее время определяются сочетанием как нестабильности, так и новых возможностей. Происходит сдвиг баланса сил между этими тремя субъектами, которые зачастую продвигают конкурирующие нормы и представления о международном порядке. Это создает угрозу подрыва долгосрочной стабильности как в центрально-евразийском регионе, так и в более широком европейском и глобальном пространствах. Тем не менее, все еще существуют широкий спектр возможностей и необходимость создать условия для сотрудничества на международном уровне. При правильном подходе взаимодействие между китайской инициативой «Пояс и путь»стратегией Европейского союза по обеспечению совместимости в Азии и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) способно установить в Центральной Евразии такие правила игры, которые будут выгодны для всех сторон.

Россия и Китай уже углубляют свое стратегическое партнерство, основанное на взаимном уважении к интеграционным проектам друг друга, что потенциально способствует установлению нового типа отношений между великими державами. Аналогичные стратегические отношения складываются между ЕС и Центральной Азией, ЕС и Китаем в регионе. Кроме того, подход президента Франции Эмманюэля Макрона, предполагающий «перезагрузку» отношений между ЕС и Россией, может потенциально прояснить и очертить многие контуры обновленных отношений в контексте более широкого европейского пространства (включая Сирию и Иран). Такой подход может укрепить региональную безопасность и способствовать воплощению идеалистической перспективы экономической интеграции от Лиссабона до Владивостока.

Ключом к развитию основанного на сотрудничестве порядка является сам регион, который будет инклюзивным в отношении стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии. В то время как большинство стран региона придерживаются многовекторной внешней политики, четыре из них выделяются особенно: Беларусь, Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан. Этим государствам следует предпринять шаги по укреплению своей международной субъектности, влияния и сотрудничества таким образом, чтобы не только извлекать выгоду из углубления связей с ведущими государствами. Но и стать своего рода «законодателями мод» в установлении правил и опорами международного порядка. Вместо того, чтобы позиционировать себя как объекты конкуренции великих держав, эти государства должны превратиться в важные центры, которые могут стабилизировать взаимодействие между основными игроками в регионе по мере углубления евразийской интеграции. Важно, что такая стратегия не будет противоречить принципам, которых придерживаются основные игроки: право государств выбирать свою геополитическую ориентацию для ЕС, священный характер государственного суверенитета и равного сотрудничества для России, невмешательство во внутренние дела государств для Китая.

Мы признаем, что необходимых международных условий для переговоров о новой широкой системе безопасности в Евразии сегодня не существует. Мы не ожидаем, что кто-либо на евразийском суперконтиненте пойдет на компромисс со своими принципами, нормами и позициями относительно того, как, по их мнению, должны быть организованы международные отношения. Кроме того, мы также не выступаем за абсолютный нейтралитет отдельных государств: у Беларуси, Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана есть и будут свои собственные международные стратегии и особые балансы в отношениях с ЕС, Россией и Китаем.

Цель предлагаемой нами стратегии – позволить этим странам взять на себя бóльшую ответственность за обеспечение стабильности в регионе, повысить степень их сотрудничества, укрепить их собственное государственное управление, а также содействовать трансформации отношений между великими державами в направлении от урегулирования конфликтов к сотрудничеству. В долгосрочный перспективе цель состоит в том, чтобы эти четыре государства стали примером для других стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии в контексте обмена передовым опытом. Конфликт в Украине является серьезным напоминанием о том, что все страны имеют геополитическое значение. И что государства, находящиеся между центрами геополитической конкуренции, обязаны реагировать на изменения в международных отношениях и способствовать укреплению международной стабильности.

Мы предлагаем неисчерпывающий список потенциальных инициатив, которые Беларусь, Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан могут совместно предпринять для достижения целей, изложенных выше. Европейский союз, Россия и Китай должны поощрять и поддерживать такие инициативы, где это возможно. Интересом каждой страны является распределение политических, социальных и экономических издержек, связанных с созданием более согласованных международных и региональных порядков в условиях равенства и партнерства, а также с соблюдением основных интересов вовлеченных акторов.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Усиление международной безопасности и диалога:

  • Укрепить позиции Минска, Баку, Ташкента и Душанбе в качестве мест для международного диалога на различных уровнях и по различным темам, учитывая соответствующую региональную специфику (по примеру «Минского диалога»).
  • Развивать диалог между самими четырьмя государствами для обмена опытом в проведении многовекторной внешней политики.
  • Подтвердить первостепенность принципа территориальной целостности государств для дальнейшего развития межгосударственного взаимодействия.
  • Играть активную роль в стабилизации региональных конфликтов в Восточной Европе и на Южном Кавказе, в Центральной и Южной Европе, а также разработать скоординированную стратегию по урегулированию конфликтов, которая будет учитывать их специфику.
  • Создать совместную платформу для обсуждения вопросов, связанных с предотвращением дальнейшей милитаризации в основных проблемных регионах в Европе и Центральной Азии (не ставя при этом под вопрос значимость национальных военных потенциалов и коллективных систем безопасности).
  • Инициировать общеевразийский диалог по предотвращению конфликтов и обобщить передовой опыт, включая, помимо прочего, опыт в области укрепления институциональных структур и снижения милитаризации регионов.
  • Проводить работу по борьбе с незаконным оборотом оружия и торговлей людьми с целью не допустить пополнения запасов оружия сторонами конфликтов, а также обеспечить безопасность особо уязвимых групп, таких как мигранты и беженцы.
  • Содействовать осуществлению стратегии декарбонизации и переходу к зеленой экономике с целью снизить риски конфликтов, а также способствовать политике, учитывающей экологические проблемы и уменьшать вероятность трансграничных угроз окружающей среде.
  • Сотрудничать с целью укрепить продовольственную безопасность и другие основные факторы долгосрочной стабильности, управления и устойчивости.
  • Активизировать совместные усилия по борьбе с терроризмом и радикализацией, а также расширять обмен разведывательными данными с целью сотрудничества на всех этапах борьбы с радикальными движениями: от их обнаружения до принятия своевременных мер.

Экономическое сотрудничество и взаимозависимость:

  • Согласовать общее видение стратегии укрепления экономических связей между малыми и средними государствами по всей Евразии. Такая стратегия, уважая целостность всех основных экономических и регуляторных блоков, должна позволить странам брать на себя бóльшую ответственность и оказывать влияние на международный порядок. При необходимости эта мера может помочь в установлении мостов и/или буферов между ЕС, ЕАЭС и Китаем.
  • Совместно предложить набор норм и стандартов по ключевым вопросам, регулирующим конвергенцию и взаимосвязанность в Евразии, с привлечением, где это необходимо, ранее созданных механизмов (включая «Восточное партнерство»). Такая мера подразумевает возможность расхождений между региональными порядками, если они необходимы для обеспечения стабильности в отношениях между великими державами.
  • Гармонизировать производственные стандарты для ключевых товаров, экспортируемых на Единый европейский рынок.
  • Обеспечить законодательную поддержку для устранения барьеров в инвестиционной деятельности, особенно в новых сферах. Инвестиции в новые проекты могут стимулировать инновации и диверсификацию экономик.
  • Расширять сотрудничество с такими учреждениями, как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций для ускорения экономического развития ироста.
  • Выступать за гармонизацию цифровых рынков в Евразии, что будет помогать компаниям расти быстрее и увеличит занятость в этих странах.

Институциональное развитие:

  • Сотрудничать в целях укрепления правопорядка и реформирования государственных служб для повышения инвестиционной привлекательности.
  • Провести судебные и антикоррупционные реформы, а также внедрять механизмы электронного управления для обеспечения большей прозрачности в процессах принятия решений.
  • Укреплять институциональное сотрудничество с европейскими партнерами, в том числе посредством межпарламентской программы «Евронест».
  • Повышать медиаграмотность как средство укрепления основ международного сотрудничества на уровне широкой общественности.
  • Сотрудничать в образовательной политике для подготовки будущих поколений государственных управленцев и политических лидеров. Это может быть сделано, в частности, путем интеграции в европейскую сеть научного сотрудничества, а также путем укрепления контактов между людьми с помощью университетских обменов и научных исследований за границей.
  • Принять меры против «утечки умов», включая упрощение бюрократических процедур и создание конкурентной среды в новых отраслях, таких как сектор стартапов.
  • Инвестировать в развитие национальных ИТ-отраслей и создание региональных ИТ-центров, которые могут стать движущей силой экономического прогресса.

С возвращением соперничества великих держав в течение последних нескольких лет сформировался асимметричный характер международных отношений. Тщательно проработанные и скоординированные стратегии ведущих региональных государств по усилению взаимозависимости могут привести к большей симметрии и стабильности в Евразии. Этой симметрии можно добиться как между великими державами, так и в их отношениях с меньшими государствами. Не обязательно с точки зрения общего баланса сил, а скорее – с точки зрения распределения обязанностей и органичности интеграции.

Так как местные стейкхолдеры не ограничены до такой степени, как великие державы, нормативным соперничеством и спорами, то перед ними открываются возможности обеспечить плавное развитие евразийской интеграции. Такая интеграция позволит расширить инструменты политического взаимодействия, которые доступны для ЕС, России и Китая. Это, в свою очередь, укрепило бы суверенитет и возможности Беларуси, Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана (как и других малых государств), а также поддержало бы основы и принципы современного международного порядка, которые будут соответствовать интересам и Брюсселя, и Москвы, и Пекина.

 

Вышеуказанные подписанты

Проект GCRF UKRI COMPASS

Форум «Минского диалога» - 2019

 

7 октября 2019 г.

Минск, Беларусь