Памятная записка / 21.05.2020

Евгений Прейгерман и Якоб Вёлленштайн

Учитывая темпы перемен и общее состояние глобальной неопределенности, по окончании пандемии мы вполне можем оказаться в совершенно ином мире. В котором баланс сил, возможностей и интересов будет меняться, провоцируя новую напряженность в отношениях между международными акторами. Поэтому политики, СМИ, ученые и аналитические центры практически ежечасно делятся публикациями, мнениями в прямом эфире и подкастах о кризисе COVID-19, пытаясь не отстать от событий и осознать хотя бы некоторые из его возможных последствий.

Тем не менее, несмотря на огромный поток информации и аналитических материалов, большая часть из них ориентируется на текущую медийную повестку и не обращается к долгосрочным последствиям пандемии. Когда же речь заходит о долгосрочной перспективе, анализ зачастую носит либо нормативный характер (т.е. авторы говорят о желаемых последствиях, а не скрупулезно анализируют меняющуюся действительность), либо приобретает черты антиутопий. Кроме того, аналитические тексты часто просто экстраполируют, притом с некритической точки зрения, текущие общие тенденции на конкретные вопросы/организации/страны и выносят суждения об их будущем без углубления в конкретные реалии.

Из-за высокой динамики и значительного числа влияющих на ход событий факторов методологические подходы, претендующие на создание новой добавленной стоимости и новых идей, должны учитывать такие конкретные реалии. В частности, они должны оценивать исходное положение ключевых акторов, их интересы и вероятные будущие действия по преодолению пандемии и сопутствующих кризисов. Именно такой подход лежит в основе нового проекта «Коронакратия: Оценка долгосрочных последствий кризиса пандемии для международной безопасности», реализацию которого начинают Совет по международным отношениям «Минский диалог» и белорусский офис Фонда им. Конрада Аденауэра.

Общая цель проекта – проанализировать состояние и стратегические перспективы основных «опор» международной безопасности в евроатлантическом и евразийском пространствах и выработать практические рекомендации для Восточной Европы. В частности, проект будет преследовать следующие цели:

  • Изучить конкретные вызовы и дилеммы, с которыми сталкиваются отдельные «опоры» евроатлантической и евразийской безопасности (ключевые государства и международные организации) в контексте пандемии.
  • Понять, какое влияние вызовы и дилеммы, стоящие перед ключевыми государствами и международными организациями, могут оказать на более масштабное развитие событий в области евроатлантической и евразийской безопасности.
  • Проанализировать возможные сценарии (крупные геополитические тенденции), которые могут возникнуть в результате решений ключевых государств и международных организаций; и выявить индикаторы каждого такого сценария на раннем этапе.
  • На основе полученных результатов подготовить список практических рекомендаций для стейкхолдеров безопасности в Восточной Европе.

Методологически проект будет основываться на предположении, что грядущие геополитические изменения, вызванные, ускоренные или искаженные COVID-19 и его побочными эффектами, будут отражать совокупность конкретных изменений вокруг ключевых «опор» евроатлантической и евразийской безопасности. Таким образом, проект базируется на индуктивном представлении о том, что международные отношения формируются не под непосредственным воздействием (внешних) структурных факторов, а через адаптацию этих факторов в конкретных условиях отдельных акторов. Поэтому в рамках исследования следует внимательно рассмотреть эти индивидуальные условия и понять их влияние не международные процессы.

В качестве «опор» евроатлантической и евразийской безопасности в проекте рассматриваются следующие государства и организации:

1. Государства

a. Соединенные Штаты Америки

b. Китайская Народная Республика

c. Российская Федерация

d. Соединенное Королевство

e. Французская Республика

f.  Федеративная Республика Германия

2. Организации

a. Европейский союз (ЕС)

b. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

c. Организация Североатлантического договора (НАТО)

d. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

e. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

f.  Евразийский экономический союз (ЕЭС)

g. Организация Объединенных Наций (ООН)

Таким образом, в рамках проекта будет проведен анализ вызовов и дилемм, с которыми сталкиваются указанные «опоры» безопасности, а также оценка их совокупных последствий для евроатлантической и евразийской безопасности. Соответственно, в проекте также будет применен элемент логики нетто-оценки. Иными словами, он попытается понять общую трансформационную динамику, «связав воедино» конкретные воздействия, стимулы, возможности и вызовы, с которыми сталкиваются ключевые акторы.

Проект будет состоять из четырех основных компонентов:

  1. Серия небольших публикаций, анализирующих обозначенные «опоры» безопасности (май-сентябрь). По каждой из них будут подготовлены две краткие аналитические записки: одна – представителем соответствующего офиса Фонда им. Конрада Аденауэра, а вторая – членом Консультативного или Экспертного совета «Минского диалога», обладающего соответствующими компетенциями. Это обеспечит некоторое разнообразие мнений и репрезентативность.
  2. Серия онлайн-дискуссий, анализирующих обозначенные «опоры» (май-сентябрь). После публикации двух тематических записок по каждой «опоре» будет проведено их онлайн-обсуждение с целью более глубокого анализа. В каждом онлайн-мероприятии примут участие авторы публикаций, а также другие спикеры из числа действующих и бывших должностных лиц и авторитетных исследователей, работающих с соответствующей тематикой.
  3. Семинар по ситуационному анализу и сценарному планированию (сентябрь) обобщит материал, определит ключевые тенденции в евроатлантической и евразийской безопасности и преобразует их в сценарную матрицу.
  4. В заключительном докладе (октябрь) будут сформулированы результаты проекта и предложен перечень специально разработанных рекомендаций для укрепления региональной безопасности в Восточной Европе. Доклад и рекомендации будут представлены и обсуждены с более широкой аудиторией в ходе Форума «Минского диалога»-2020.

Проект стартует в понедельник, 25 мая 2020 года, а наша первая онлайн-дискуссия состоится в четверг, 28 мая. Все публикации и подробности каждого мероприятия вы найдете на сайтах и в социальных сетях «Минского диалога» и белорусского офиса Фонда им. Конрада Аденауэра.

 


Евгений Прейгерман - директор Совета по международным отношениям «Минский диалог».

Якоб Вёлленштайн - директор белорусского офиса Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия).

 

Проект реализуется при поддержке белорусского офиса 
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия).

Аналитическая записка подготовлена при поддержке
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия)