31.05.2020

Стратегические перспективы внешней политики США

Стратегические основы внешней политики и политики безопасности США не подвергнутся изменениям ни вследствие пандемии COVID-19, ни при возможной смене администрации по итогам выборов 2020 года. Однако конкретные внешнеполитические шаги и инициативы, по мнению Пола Линнарца, все же будут зависеть от того, кто займет Белый дом на следующий срок. 

По мнению Андрея Казакевича, пандемия хотя и не является первым кризисом в истории США, но все же имеет свою специфику. В частности, кризис COVID-19 сопровождается экономической конкуренцией США и Китая, снижением вклада Соединенных Штатов в мировую экономику, внутренними политическими противоречиями и не самым успешным реагированием Вашингтона на пандемию. 

Михаил Троицкий также считает, что сложившиеся обстоятельства не изменят стратегических направлений политики Вашингтона. Пандемия COVID-19 если и будет иметь негативное влияние, то лишь экономическое, причем гораздо меньшее для США, чем для других стран. 

Общественные трансформации 

Генерал Бен Ходжес подчеркнул, что политическое поле США характеризуется существенным внутренним разделением. Поведение 15% электората, не являющихся ни сторонниками, ни противниками Трампа, невозможно предугадать. По его мнению, пандемия и результаты выборов не влияют на источники и характер внешних угроз безопасности, а потому не изменят основы внешней политики США.

Пол Линнарц подчеркнул, что COVID-19 привнес новые компоненты в вопрос повышения цифровой устойчивости: пандемия выявила необходимость дополнительной защиты в области кибербезопасности. Михаил Троицкий сделал акцент на том, что общество «пост-правды» требует особого внимания к распространяемой информации, от которой сейчас зависят жизни людей. Вследствие пандемии мы можем наблюдать усиление роли «массовой политики» и гражданского активизма, в том числе в вопросах внешней политики. 

Экономические аспекты 

Пол Линнарц прогнозирует перераспределение бюджетных средств США в целях повышения финансирования научных исследований по COVID-19. Внешняя политика США будет все также тесно связана с экономическими, торговыми и энергетическими интересами. Сейчас энергетическая индустрия США находится под значительным давлением, а следовательно, требует особого внимания в контексте обеспечения безопасности страны. 

Политика в отношении Китая и России

Развитие внешней политики США в отношении Китая может пойти по нескольким сценариям. Например, новая холодная война или, напротив, заключение глобальной сделки. Однако Андрей Казакевич считает, что наиболее вероятной политической линией Соединенных Штатов будет укрепление международных институтов в стиле их традиционной политики после Холодной войны.

Генерал Ходжес считает вероятным полномасштабный конфликт между США и Китаем в течение десятилетия. Этот вывод он делает, основываясь на проводимой Китаем внешней и внутренней политике, действиях Пекина в отношении Гонконга и Тайваня. США не обладают достаточными ресурсами для одновременного сдерживания Ирана и России, поддержания стабильности в Персидском заливе и участия в конфликте с Китаем. В связи с этим США, вероятно, сделают акцент на усилении европейской опоры в сдерживании геополитических конкурентов и, главным образом, России.

Генерал Ходжес подчеркнул, что для США приоритетным остается партнерство с Германией. Это связано с тем, что среди европейских партнеров лишь Германия может оказывать влияние на Москву и Пекин. Михаил Троицкий согласился, что США будут добиваться усиления роли Европы, и в особенности Германии, в евроатлантической системе безопасности. Андрей Казакевич прогнозирует ослабление роли США и развитие евроатлантических институтов преимущественно за счет вклада европейских стран.

Многостороннее сотрудничество

Все спикеры согласились, что политика США в отношении международных организаций зависит от соответствия деятельности многосторонних институтов национальным интересам США. Изменение подхода к многостороннему сотрудничеству является закономерным результатом разочарования американцев в глобализации и отдельных аспектах капитализма. Причиной такой политики также является непропорциональный финансовый вклад США по отношению к результатам деятельности институтов. Международные институты оказались неспособными эффективно адаптироваться к новым обстоятельствам, в том числе и к пандемии COVID-19. 

Михаил Троицкий считает, что политика Трампа в отношении многосторонних форм сотрудничества создала условия, при которых возможности маневрирования стран-партнеров США оказались ограничены. Как в случае переизбрания Трампа, так и в случае избрания Байдена США могут добиваться большего вклада от стран-партнеров, угрожая уменьшить или вообще прекратить собственное участие в коллективных механизмах. 

Рекомендации для Восточной Европы

Андрей Казакевич предполагает, что архитектура безопасности существенно не изменится в результате пандемии. Однако, странам Восточной Европы следует прежде всего рассчитывать на свои собственные возможности в обеспечении безопасности. Сотрудничество с США в области безопасности может снизиться, а основной угрозой для региона будет рост внутренней напряженности. Генерал Ходжес подчеркнул, что странам Восточной Европы не следует терять уверенность в США как в надежном партнере. Аспектом, на который следует обратить особое внимание, является политика в отношении молодежи: странам Восточной Европы следует создавать благоприятные экономические условия для развития населения. Михаил Троицкий также считает экономический рост приоритетным направлением развития. Пол Линнарц отметил, что для Восточной Европы важно развивать отношения с Брюсселем и получать поддержку от Европейского союза. 

 


Подготовила Алисия Иванова, младший аналитик Совета по международным отношениям «Минский диалог»

 

Публикация является частью проекта «Коронакратия: 
оценка долгосрочных последствий кризиса пандемии для
международной безопасности». Проект реализуется
Советом по международным отношениям «Минский диалог» и
белорусским офисом Фонда им. Конрада Аденауэра. Содержание
публикации отражает исключительно мнение автора.

Аналитическая записка подготовлена при поддержке
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия)