Комментарий № 23 / 29.03.2019

Пол Хансбери

Безопасность

На первый взгляд, Великобритания собирается и дальше работать в рамках существующих структур безопасности в Восточной Европе. В качестве члена НАТО Великобритания продолжит сотрудничество с шестью государствами-партнерами в рамках программы «Партнерство ради мира». Особенно с Азербайджаном и Молдовой, которые имеют индивидуальные планы действий в рамках партнерства, и Грузией. Британское правительство по-прежнему считает, что мира и безопасности в Восточной Европе можно достичь через общие ценности демократии, либеральных рынков и прав человека.

Тем не менее, вполне возможно, что в отношениях с Великобританией и ЕС у шести государств сместится акцент. В настоящее время Великобритания является третьим по величине донором бюджета ЕС после Германии и Франции, и потеря британских средств, вероятно, повлияет на основанную на ценностях внешнюю политику Брюсселя.

Хотя Великобритания, похоже, и стремится сохранить сотрудничество в области безопасности и разведки с Брюсселем, с общей политикой ЕС, вероятно, возникнут разногласия. И это в некоторой степени ослабит подход ЕС.

Россия, безусловно, будет приветствовать ослабление влияния ЕС в регионе. ЕС и Россия редко сходятся во взглядах, когда речь заходит о «серединных» государствах, и признаки разрозненного подхода к региону среди западных союзников будут рассматриваться как возможность усиления роли Москвы. Такая ситуация будет тревожить прозападные элиты в соответствующих государствах. Это не следует толковать как намек на какие-либо российские замыслы, которые привели к нынешней ситуации: хотя есть некоторые доказательства того, что российские деятели стремились повлиять на референдум по Брекзиту, сомнительно, что они оказали какое-либо заметное влияние на результат. Не следует также полагать, что ЕС или Великобритания покинут регион. Лондон стремится продолжить поддержку стабильности и реформ в Украине.

Экономика

Шесть государств «Восточного партнерства» могут рассматривать Брекзит как возможность нарастить объемы торговли с Великобританией или ЕС. Оба зависят от того, каким получится Брекзит; это определит возможности, доступные другим странам. Совершенно очевидно, что так называемый «мягкий» Брекзит, посредством которого Великобритания оставалась бы в рамках Таможенного союза, лишил бы ее возможности заключать торговые сделки с третьими государствами. Можно утверждать, что «жесткий» Брекзит создает свободу для соглашений с восточными партнерами. Тем не менее, факт остается фактом: приоритетом Великобритании почти наверняка останется торговая сделка с ЕС.

Переговоры с ЕС будут преобладать в повестке дня для Британии в случае Брекзита «без торговой сделки». Возможно, даже больше, чем при достижении соглашения о выходе, поскольку последствия разрыва торговых связей будут ощущаться быстрее.

Это означает, что даже без соглашения в итоге может получиться что-то похожее на «мягкий» Брекзит.

Нынешний уровень торговли между Великобританией и шестью восточными партнерами является скромным и демонстрирует потенциал для некоторого роста. Общий экспорт в Великобританию крупнейшей из шести стран - Украины - в 2017 году составил всего 501 млн долларов (по сравнению с 4,25 млрд долларов экспорта в Россию, несмотря на тяжелое состояние двусторонних отношений). Беларусь и Молдова имеют чуть более существенные показатели экспорта в Великобританию. В 2017 году экспорт Беларуси в Великобританию составил более 8% от общего объема экспорта – 2,4 млрд. долл. США – и при этом колоссальную долю (93%) экспорта составляют нефтепродукты. Поэтому продолжающиеся трения между Беларусью и Россией, где эта нефть добывается, здесь гораздо важнее, чем Брекзит.

Если государства «Восточного партнерства» будут действовать на опережение, они могут выторговать предпочтительные условия у Великобритании, пока последняя ведет переговоры с ЕС о будущих торговых отношениях.

Британии до сих пор удалось заключить соглашения лишь с несколькими государствами, и угроза выхода из ЕС «без сделки» значительно ослабит ее переговорную позицию. Шестеро стран могут также попытаться заполнить пробел, который может возникнуть в торговом балансе ЕС при утрате Великобритании, хотя в прошлом в этой части было не все гладко. Например, усилия Беларуси по продаже продуктов питания на рынок ЕС осложняются якобы несоответствием стандартам ЕС.

Quo vadis?

Основные краткосрочные и долгосрочные последствия Брекзита испытает сама Великобритания. Последствия могут сокрушить королевство и углубить продолжающийся там кризис. Брекзит влияет и на баланс сил внутри ЕС, где франко-германские отношения приобретают еще более определяющее значение, чем в последние десятилетия. Казалось бы, последствия для других государств будут менее существенными. Но они также могут оказаться значительными с точки зрения как безопасности, так и экономики. Подчеркнем: «могут оказаться». Бейсболисту «Нью-Йорк Янкиз» Йоги Берра приписывают следующие слова: «Делать прогнозы сложно. Особенно о будущем».

 


Пол Хансбери - ассоциированный сотрудник экспертной инициативы «Минский диалог».

 

Публикация подготовлена при поддержке белорусского офиса 
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия). Ее содержание
отражает исключительно мнение автора. 

Аналитическая записка подготовлена при поддержке
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия)