Комментарий № 40 / 02.02.2020

Евгений Прейгерман

Долгий процесс мог быть еще дольше

За последние месяцы это не первое событие в отношениях Минска и Вашингтона, которое привлекает широкое внимание. В августе Беларусь посетил Джон Болтон, занимавший тогда должность советника по национальной безопасности. За его переговорами с Александром Лукашенко последовало общение с госсекретарем Совета безопасности Беларуси в Варшаве в многостороннем формате Беларусь-Польша-США-Украина. Чуть позже в Минск приехал заместитель главы Госдепартамента Дэвид Хэйл, который сообщил о принципиальной договоренности сторон вернуть своих послов в столицы друг друга после многолетнего перерыва.

Эти встречи стали логичными шагами в долгом процессе нормализации отношений, который тянется практически с первых дней после их глубокого падения весной 2008 года. После белорусских президентских выборов 2010 года отношения получили еще один болезненный удар и начали выходить на осторожную траекторию общения на рабочем уровне лишь в 2013 году. Тогда стороны договорились вынести за скобки все проблемные вопросы и общаться на темы, которые представляют взаимный интерес и возможность двигаться вперед. Одной из таких тем, как сейчас заявил белорусский президент, было взаимодействие в области безопасности.

Политический импульс этому общению придали события 2014 года в Украине и их последствия для региональной безопасности в Восточной Европе. Ситуационный нейтралитет Беларуси стал важным фактором торможения военно-политической напряженности в регионе на фоне военных действий на Донбассе. Позиция Минска, пусть и в ограниченной степени, положительно сказалась на безопасности Украины и восточноевропейских союзников США по НАТО. Соответственно, она несколько снизила и давление на сами США по поводу необходимости предоставлять союзникам массированную военную помощь. Это естественным образом стало усиливать заинтересованность Вашингтона в прямом общении с руководством Беларуси, то есть в продолжении нормализации отношений.

Сегодня можно констатировать существенный прогресс в нормализации. Хотя о ее завершении можно будет говорить не после возвращения послов, а лишь после полного снятия всех остающихся санкций.

А к этому, как заявил Помпео, стороны еще не подошли. Из-за Акта о демократии в Беларуси 2004 года и дополняющего его Акта о демократии и правах человека в Беларуси 2011 года отменить санкции особенно сложно, так как решение должны принять законодатели, пусть и по представлению Белого дома. А для этого Беларуси нужно не только продемонстрировать ощутимый прогресс в области демократии и прав человека, но и сформировать восприятие важности отмены санкций в американских политических кругах.

Эпопея же с назначением послов совсем близка к завершению. В Вашингтоне уже некоторое время обсуждается конкретное имя высокопоставленного карьерного дипломата, имеющей опыт работы в нескольких исполнительных органах США, а также в дипломатических миссиях США в регионе и в международных организациях. Если в итоге эта кандидатура получит агреман из Минска и будет утверждена Сенатом США, то назначение действительно будет выглядеть интересно.

Таким образом, для возврата послов Беларуси и США понадобилось целых 12 лет. Можно только представить, насколько сложнее было бы восстанавливать отношения, если бы в 2008 году стороны полностью закрыли свои посольства. А именно такое решение приняла возглавлявшая тогда Госдеп Кондолиза Райс. Правда, за несколько минут до того, как это решение должно было быть официально передано белорусской стороне, госсекретарь его изменила. В итоге все эти годы посольство работало в ограниченном виде, но все же сохранилось.

Стратегическое значение белорусско-американских отношений

И ранее, и сейчас после визита Помпео отдельные комментаторы высказывают завышенные и даже странные ожидания от нормализации между Беларусью и США. В Вашингтоне у некоторых наблюдателей складывается впечатление, что Беларусь может стать своего рода «второй Украиной» и как-то поменять геополитическую ориентацию. К слову, похожие странные тезисы звучат и в некоторых российских СМИ. А в Минске, пусть и мало у кого, появляются надежды, что улучшение дипломатических отношений с США поспособствует взрывному росту белорусской экономики.

Однако на глобусе и Беларусь, и США остаются в той же географии, в которой и были. Поэтому никаких объективных предпосылок для такого рода революционных последствий нет. Тем не менее, некоторое стратегическое значение происходящая нормализация действительно может иметь.

Повторяемые США акценты о поддержке суверенитета Беларуси (к слову, похожие акценты звучали и в других столицах, вошедших в турне Помпео) подталкивают многих к рассуждениям о влиянии американского вектора белорусской внешней политики на отношения Минска и Москвы. И это закономерно, так как визит госсекретаря состоялся на пикантном фоне глубоких противоречий между союзниками. Заявление Помпео о том, что США готовы обеспечить Беларусь нефтью на 100% и по конкурентным ценам, стало главной новостью всего визита. И воспринимается она, конечно же, тоже в контексте белорусско-российского нефтегазового кризиса, хотя работу по налаживанию сотрудничества с американскими нефтяными компаниями власти Беларуси начали несколько месяцев назад.

Эта тема ожидаемо получила крайне негативную реакцию в России. Все понимают, что по ценовому показателю американская нефть пока вряд ли может стать более привлекательной для Беларуси, чем российская. Тем не менее, российский налоговый маневр и увязывание со все новыми условиями обязательств по выходу на равнодоходное ценообразование на энергоносители, которые России уже ранее брала на себя, создали для Минска реальный стимул диверсифицировать поставки. И это вызывает естественные стратегические опасения в Москве.

Если США начнут занимать позиции (и выстроят соответствующую инфраструктуру) на самом традиционном для России энергетическом рынке, то это может иметь для нее очень неприятные последствия. И даже не в плане каких-то общих геополитических последствий, а в плане конкретных потерь российских компаний и бюджета. Именно в этом смысле белорусско-американские отношения, в первую очередь, и могут оказывать стратегическое влияние на белорусско-российские отношения, а также в целом на постсоветские энергетические рынки. Если за словами Помпео последуют практические переговоры Минска с американскими нефтяными компаниями, то Россия вынуждена будет учитывать этот фактор в своих переговорах с Беларусью.

Для Минска не менее важным является и еще одно стратегическое измерение отношений с Вашингтоном: их влияние на сотрудничество Беларуси со странами-членами ЕС и НАТО.

Нормализация и некоторая интенсификация отношений Беларуси и США объективно будут подталкивать и ряд европейских государств к поиску стабильных контактов и двусторонней повестки дня с Минском. Для Беларуси этот эффект может иметь даже большее практическое значение, чем сам двусторонний трек с американцами.

В этом смысле очень символично выглядит то, что уже через несколько дней после визита Помпео в Беларусь собирается приехать министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус. Напрямую связывать эти визиты, может, и не стоит. Однако очевидно, что нормализация отношений Беларуси с США (а также с ключевыми странами-членами ЕС) сильно ослабляет ранее использовавшийся Вильнюсом подход, когда о двусторонних проблемах с Минском литовские политики ездили говорить в Брюссель, Берлин, Вашингтон и т.д. Поэтому Вильнюсу становится важно говорить с Минском напрямую, что он и начинает делать даже в условиях не сильно располагающей к этому внутрилитовской политической ситуации.

 


Евгений Прейгерман - директор Совета по международным отношениям «Минский диалог».

 

Публикация подготовлена при поддержке белорусского офиса 
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия). Ее содержание
отражает исключительно мнение автора. 

Аналитическая записка подготовлена при поддержке
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия)