Через полтора года после начала пандемии можно констатировать, что первичный медицинский и общественно-политический шок от появления нового заболевания преодолен. Сам вирус уже не является полным незнакомцем и, главное, в мире разработана широкая линейка вакцин, демонстрирующих высокую эффективность в борьбе с этим вирусом. Человечество еще далеко от победы над COVID-19, так как его распространение сопровождается все новыми мутациями, которые, возможно, будут требовать новых вакцин. Однако в целом ситуация уже не выглядит такой чрезвычайной и не поддающейся контролю, как в начале и середине 2020 года. 

При этом многочисленные последствия и побочные эффекты пандемии останутся в самых различных сферах нашей жизни навсегда. В экспертной среде достаточно быстро возник широкий консенсус по поводу того, что COVID-19 не стал драйвером кардинальных изменений как в международных отношениях и безопасности, так и в отдельных обществах. Скорее, пандемия существенно ускорила уже имевшиеся тенденции и процессы, а также обострила многочисленные уже существовавшие проблемы в каждой стране и в каждом регионе. Другими словами, она "ускорила геополитическое время" и стала тестом и огромным "стрессом для общественной иммунной системы". Практически в каждой стране COVID-19 нашел наиболее сложные общественно-политические проблемы и "ударил" по ним с новой силой, обнажив лежащие в их основе противоречия. Беларусь не просто не стала исключением, но и, наоборот, превратилась в один из наиболее ярких примеров.

Через год после начала белорусского кризиса очевидно, что лобовое столкновение политических оппонентов внутри страны привело к беспрецедентному ослаблению всей Беларуси. Еще больше страну ослабляет быстро и прогнозируемо последовавшая геополитизация внутриполитического кризиса. В результате Беларусь становится все более уязвимой перед многочисленными вызовами и угрозами и все менее способной эффективно управлять также многочисленными рисками. В первую очередь это касается сферы национальной безопасности, которая по определению является основным приоритетом любого государства.

Состояние безопасности Беларуси, как и всего региона Восточной Европы, стало вызывать серьезные опасения еще весной-летом 2020 года, так как вспышка пандемии осложнила сотрудничество, диалог и реализацию мер доверия в области безопасности и привела к беспрецедентной неопределенности. Геополитизация белорусского политического кризиса способствовала еще большему росту региональной напряженности. Пока сложно с уверенностью утверждать, стали ли мы свидетелями безвозвратных трансформаций в региональной системе безопасности или же наиболее острые противоречия, "разрывающие" эту систему, все же удастся урегулировать. Однако в любом случае мы можем констатировать качественные изменения среды безопасности Беларуси. Это обстоятельство на фоне появления новых глобальных и национальных вызовов требует стратегической оценки конкретных рисков, с которыми уже сталкивается или может столкнуться Беларусь.

С этой целью Совет по международным отношениям «Минский диалог» провел исследование "Безопасность Беларуси в контексте пандемии COVID-19 и внутриполитического кризиса 2020 года: оценка последствий и стратегических рисков". Работа оценивает и сопоставляет глобальные и национальные риски, оказывающие влияние на внутреннюю и международную безопасность Беларуси в новом социально-политическом и экономическом контекстах.

Исследование состоит из двух частей:

  1. Специального выпуска мониторинга "Минский барометр", подготовленного в конце 2020 года, в котором анализируется внешняя политика Беларуси и состояние безопасности в контексте первых волн пандемии COVID-19.

  2. Карты долгосрочных рисков национальной безопасности, которая учитывает такие характеристики рисков, как (i) вероятность реализации, (ii) последствия реализации, (iii) критичность риска, а также (iv) взаимосвязанность рисков.

Интерактивную версию доклада читайте здесь

Статичная версия доклада доступна в формате PDF.