1. В рамках рабочего документа Восточная Европа и Южный Кавказ условно рассматриваются в качестве единого региона. Мы не пренебрегаем множественными различиями, которые существуют между этими субрегионами, однако подчеркиваем их общие характеристики как серединного региона (расположенного между центрами геополитического притяжения) в системе международных отношений. При этом мы понимаем, что системный анализ Восточной Европы и Южного Кавказа в идеале необходимо расширить, как минимум, до карты всей Евразии.
2. Восточная Европа и Южный Кавказ находятся в геополитической турбулентности с неизвестными перспективами. Продолжается накопление конфликтного потенциала между Россией и Западом. Выйти из турбулентности позволит новая региональная (и глобальная) модель международных отношений и безопасности. Однако ее контуры пока не просматриваются.
3. Следуя структуре и логике конференции «Будущее Восточной Европы и Южного Кавказа: на пересечении внешней политики, безопасности и бизнеса», основная часть рабочего документа построена по принципу SWOT-матрицы: вначале фиксируются основные внутрирегиональные факторы развития (Strengths) и «Ахиллесовы пяты» (Weaknesses), затем – обусловленные внешней средой возможности (Opportunities) и угрозы (Threats).
Strengths
4. В странах региона продолжает эволюционно укрепляться ощущение и осознание собственного суверенитета.
5. Происходит поиск и объективизация национальных интересов. Правда, консенсус элит по поводу содержания национальных интересов полностью не достигнут, а сама концепция национальных интересов часто используется для целей политической борьбы или пропаганды.
6. Государства Восточной Европы и Южного Кавказа демонстрируют политическую волю к диверсификации своих внешнеполитических и внешнеэкономических отношений с целью избавиться от монозависимостей.
7. Регион привлекателен для консолидирующих макро-проектов. Например, для китайских инициатив в рамках «Нового шелкового пути», включая формат «16+1». Это обусловлено геоэкономическими факторами, логистическими возможностями, а также политикой стран региона.
8. Имеются региональные площадки и форматы (например, «Восточное партнерство», организации в рамках постсоветской интеграции), на которых происходит (может происходить) обмен опытом и лучшими практиками, выработка и реализация консолидирующих проектов.
9. У стран региона появляются возможности занимать сильные экономические позиции в секторальных нишах на региональных и мировых рынках (например, в развитии и имплементации нишевых технологий). Однако это требует синергии качественного и гибкого госуправления с эффективной деятельностью малого и среднего бизнеса.
10. Страны региона имеют ресурс многочисленных диаспор, чей потенциал в некоторых из них уже является ключевым фактором развития (как внутреннего, так и в системе международных отношений), а в некоторых – пока используется недостаточно.
Weaknesses
11. У большинства стран региона «токсичные» отношения с кем-то из соседей или с внешними акторами. Из-за этого осложняется проблема низкого внутрирегионального доверия.
12. Отсутствует развитая региональная повестка дня.
13.Главными очагами нестабильности остаются территориальные конфликты. Нет близкой перспективы урегулирования конфликта на Донбассе. Произошла эскалация ситуации в Нагорном Карабахе. Слабо контролируемые процессы наблюдаются в Абхазии.
14. Среди элит и населения стран региона все больше проявляется чувство незащищенности. Нет понимания дальнейших траекторий развития региональной ситуации. На таком фоне общественное мнение становится легкой добычей для пропаганды и манипуляций.
15. Цивилизационное и геополитическое противостояние раскалывает общества.
16. Ситуация усугубляется проблемами незавершенности национального строительства и постсоветских трансформаций, недостаточно развитых и структурированных элит,слабых институтов, коррумпированности, неразвитой правовой культуры, бедности и социальной поляризации обществ, технологической отсталости, «утечки мозгов», монополизированности и неэффективности экономик. А также плохой политикой в отношении национальных меньшинств и недостаточной развитостью гражданских обществ.
17. Снизились иностранные инвестиции и объемы торговли в регионе. Несмотря на политическую волю к диверсификации, сохраняется экономическая и политическая монозависимость. Притом не только на уровне цифровых показателей, но и на уровне общественного и элитного восприятия.
18. Часто игнорируемой проблемой являются относительно слабые системы образования в регионе, непривлекательность региональных университетов. В результате студенты из Восточной Европы и Южного Кавказа предпочитают уезжать за пределы региона, упускаются возможности развития региональной идентичности и внутрирегиональных профессиональных контактов у будущих поколений.
Opportunities
19. Фундаментальных системных противоречий между Россией и Западом, в отличие от времен холодной войны, сегодня нет. В экономической сфере интересы во многом совпадают. Имеются объединяющие общие угрозы (например, терроризм, ИГИЛ), которые могут стать факторами снижения геополитической эскалации в регионе.
20. Безопасности и развитию стран региона будут способствовать все возможные точки соприкосновения внутри региона, а также с внешними акторами. Государства имеют возможности искать и развивать различные формы сотрудничества и с Россией, и с ЕС, и с другими акторами (Китаем, Турцией, Ираном, США и др.). Здесь могут быть задействованы как многосторонние, так и двусторонние треки.
21. Приоритетной является сфера экономики. На многостороннем уровне потенциальные возможности несет взаимодействие по линии ЕС-ЕАЭС, хотя начать диалог пока не удается. Перспективы такого взаимодействия часто рассматриваются за пределами региона как «игра с нулевой суммой», что в основном противоречит внешнеполитическому мышлению (рациональности) серединных стран.
22. Попытки снизить градус напряжения путем лишь тактических и точечных соглашений (например, нового варианта ДОВСЕ) не дают результата. Необходимо общее политическое понимание. Однако такое понимание может быть достигнуто только путем долгой и упорной работы с целью развития мер доверия (в том числе адаптации Венского документа), выстраивания консультационных механизмов (например, на уровне военных экспертов) и контроля над вооружениями (могут быть предложены новые механизмы). Этот «заколдованный круг» осложняется тем, что возможные тактические договоренности с Россией на Западе многими воспринимаются как путь к легитимации пост-крымского статус-кво.
Threats
23. Отсутствуют понятные контуры интеграционных процессов. Многочисленные противоречия ставят под сомнение будущее интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Непонятна для стран региона и перспектива европейской интеграции. В частности, насколько ЕС готов взять на себя решение серьезных проблем? Из-за внутренних проблем в ЕС ослабевает внимание к странам «Восточного партнерства».
24. Отсутствие идей для общеевропейского и глобального сотрудничества также отдаляет перспективу сворачивания геополитического противостояния. Ключевая проблема заключается в разном понимании источников эскалации. На Западе причиной сегодняшних явлений считают поведение России: в частности, нарушение Москвой базовых международных правил. В России же корень проблемы видят в том, что после окончания холодной войны не было создано равноправных и инклюзивных институтов международных отношений и безопасности.
25. Возвращаются многие термины и концепты времен холодной войны, которые обрамляют и формируют ожидания. При этом сами региональные и глобальные вызовы представляются потенциально более опасными, чем во времена холодной войны. Намного сложнее прогнозировать развитие событий на фоне «размывания» правил и институтов международных отношений, а также отсутствия понятного баланса интересов.
26. Происходит расширение и концентрация военной инфраструктуры России и НАТО на границах региона. Неизбежно запускается спираль «дилеммы безопасности».
27. Возрастают угрозы использования военной или гибридной силы в отношении стран региона. Новые угрозы для Южного Кавказа исходят с Ближнего Востока.
28. На фоне информационного противостояния между Россией и Западом происходит политизация экономических отношений и контактов между людьми.