19.04.2018

Опубликовано в GET Belarus

Евгений Прейгерман

Если в 2016 году в отношениях Беларуси и ЕС наблюдался политический прогресс при малозаметных экономических эффектах, то в 2017 году и начале 2018 года можно зафиксировать противоположный тренд. Минск и Брюссель пока не пришли к согласию в переговорах по важным политическим вопросам, однако при этом демонстрируют хорошую динамику в секторальных диалогах и проектном сотрудничестве. Кроме того, после серьезного падения в 2015-2016 годах возобновили рост показатели торговли между Беларусью и государствами-членами ЕС.

Политическое потепление без заметных прорывов

После февраля 2016 года, когда Совет ЕС снял с Беларуси большинство санкций, атмосфера в отношениях остается в целом позитивной. Одним из показателей этого является продолжающийся рост интенсивности и уровня политических контактов. В последнее время состоялись несколько заметных визитов европейских представителей высокого уровня в Минск. Например, в сентябре 2017 года министр по делам Европы и Америки Сэр Алан Данкан стал первым высокопоставленным членом правительства Великобритании, посетившим Минск за 25 лет двусторонних отношений. А в ноябре 2017 года состоялся первый с 1995 года двусторонний визит в Беларусь министра иностранных дел Германии. Тогда белорусскую столицу посетил Зигмар Габриэль. В феврале 2018 года Минск принимал большую делегацию из Латвии во главе с премьер-министром Марисом Кучинскисом – первый визит такого уровня за девять лет.

География визитов в ЕС высокопоставленных белорусских представителей также существенно расширилась в сравнении с ситуацией несколько лет назад. В ноябре 2017 года президент Александр Лукашенко впервые получил личное приглашение принять участие в саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе, что также стало результатом постепенной нормализации отношений. По словам дипломатов Беларуси и ЕС, теперь они могут открыто обсуждать все волнующие обе стороны вопросы, но пока непублично. Например, с 2015 года проводятся ежегодные сессии Диалога по правам человека. В июле 2017 года в Брюсселе прошел третий раунд этого диалога.

При этом Александр Лукашенко решил не ехать на саммит «Восточного партнерства» и делегировал туда министра иностранных дел Владимира Макея.

Это решение свидетельствует, прежде всего, о сохраняющемся дефиците доверия между Минском и европейскими столицами и институтами.

Также оно стало следствием того, что нормализация отношений пока не привела к существенному политическому прогрессу. Стороны не могут продвинуться в переговорах по так называемым «приоритетам партнерства» и соглашению об упрощении визового режима. Оба документа уже долгое время остаются на повестке. По словам еврокомиссара Йоханнеса Хана, Минску и Брюсселю «остается пробежать метры, а не километры», чтобы подписать приоритеты партнерства. Однако эти «последние метры» пока остаются проблемными, хотя само соглашение и не подразумевает какого-то большого прорыва в отношениях. Оно должно лишь лучше структурировать сотрудничество в четырех приоритетных секторах: эффективное управление; экономическое развитие и рыночные возможности; транспорт, энергетика, экология и климат; контакты между людьми.

Одним из препятствий на пути соглашения остается жесткая позиция Литвы. Правительство этой страны стремится привязать возможность заключения любого соглашения между ЕС и Беларусью к своим требованиям относительно строящейся Белорусской атомной электростанции. Интересно, что среди членов ЕС Литва единственная придерживается такой бескомпромиссной позиции по БелАЭС. В отличие от нее, Латвия и Польша, которые также находятся вблизи будущей станции, придерживаются курса на переговоры с Беларусью.

Затянувшееся отсутствие прогресса по политически знаковым темам, таким как приоритеты партнерства и соглашение об упрощении визового режима, приводит некоторых наблюдателей к выводу, что отношения Беларуси и ЕС достигли состояния «плато».

Вне зависимости от того, насколько удачна эта метафора, политические отношения Минска и Брюсселя действительно проходят нелегкий период. При этом он качественно отличается от кризисного периода 2011-2013 годов, однако требует от обеих сторон дополнительной гибкости и терпения.

Больше секторальных диалогов и проектного сотрудничества

Если на политическом уровне заметный прогресс в отношениях отсутствует, то экономическое взаимодействие и проектное сотрудничество демонстрируют лучшую динамику. Скромный, но последовательный прогресс можно наблюдать, помимо прочего, по содержанию встреч Координационной группы ЕС-Беларусь. Две такие встречи состоялись в 2017 году (всего с момента запуска формата – четыре). Идея этих встреч, которые проводятся каждые полгода, в том, чтобы провести инвентаризацию действующих совместных проектов в различных секторах, а также согласовывать и координировать будущие проекты (фактически встречи Координационной группы должны были бы способствовать заключению соглашения о приоритетах партнерства). Повестка дня включает широкий круг тем в области экономики, окружающей среды и социальной сферы.

Для продвижения сотрудничества в этих областях ЕС планирует в ближайшие 3 года выделить Беларуси 112-136 млн. евро в виде технических грантов. Также до 2020 года Беларусь будет иметь доступ к фонду размером в 283 млн. евро в рамках проектов трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина» и «Латвия-Литва-Беларусь». Еще одним позитивным знаком является то, что Беларусь впервые аккредитовала атташе по таможенным вопросам при своем постоянном представительстве при Евросоюзе в Брюсселе.

Прошедший год также отметился ростом контактов по линии бизнеса. Наиболее знаковым мероприятием стал прошедший 27 октября 2017 года в Люксембурге инвестиционный форум «Беларусь. Инвестируй в завтрашний день». Белорусскую делегацию на нем возглавлял премьер-министр Андрей Кобяков, который встретился с более 200 представителями бизнеса со всего ЕС.

Растущую активность во взаимодействии с Беларусью демонстрируют и европейские финансовые институты. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который в 2016 году получил мандат на работу с белорусским госсектором, принял новую страновую стратегию. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) подписал в мае 2017 года рамочное соглашение с Беларусью. В июле соглашение было ратифицировано белорусским парламентом. ЕИБ начал финансировать несколько инфраструктурных проектов, включая модернизацию международных транспортных коридоров, муниципальной инфраструктуры и объектов охраны окружающей среды (в том числе водоочистительной инфраструктуры), а также реализацию проектов по предотвращению изменения климата. К тому же ЕИБ, совместно со Всемирным банком, финансирует модернизацию скоростной трассы из Минска к литовской границе.

На полях брюссельского саммита «Восточного партнерства» Беларусь и ЕС подписали договоренность высокого уровня о расширении Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Документ должен способствовать привлечению дополнительного финансирования ЕС для реализации крупномасштабных транспортных проектов.

Динамика торговли между Беларусью и ЕС также демонстрирует позитивный тренд после серьезного ухудшения в 2015-2016 годах. По данным Евростата, в 2017 году вырос объем взаимной торговли товарами: белорусский экспорт прибавил 15,2%, а импорт из ЕС увеличился на 21,7%. В результате Беларусь имела в торговле с ЕС положительное сальдо в размере 2,7 млрд. евро. Эта тенденция продолжилась и в начале 2018 года. Так, в январе белорусский экспорт вырос на 64,6% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, а импорт из ЕС – на 26,2%.

Следует отметить и то, что в январе 2018 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) улучшила (впервые с 1999 года) рейтинг Беларуси в Классификации страновых рисков. Результатом этого станет снижение стоимости заемных средств для работающих с Беларусью компаний, что может дать дополнительный импульс развитию торговли и инвестиций.

Прогноз

Если в 2018 году не случится каких-то неожиданностей, есть все основания полагать, что текущая тенденция в отношениях Беларуси и ЕС продолжится.

Минск демонстрирует решительность наполнять отношения большим содержанием и прогрессом как на политическом, так и на экономическом уровнях.

В этом отношении показательно, что в середине января, принимая с докладом министра иностранных дел Владимира Макея, Александр Лукашенко согласовал подходы по развитию отношений с ЕС.

При этом пока остаются неразрешенными сложные вопросы в переговорах по приоритетам партнерства и визовой либерализации. И хотя стороны сигнализируют осторожный оптимизм, отсутствие взаимного доверия и сохраняющиеся в некоторых кругах интересы против улучшения отношений будут и дальше осложнять ситуацию. На этом фоне секторальные диалоги и проектное сотрудничество останутся главной движущей силой отношений Беларуси и ЕС.

 


Евгений Прейгерман - руководитель экспертной инициативы «Минский диалог».