Памятная записка 15 / 05.04.2021

Алисия Иванова

Политический контекст присоединения Беларуси к ДКБ

Тема присоединения к ДКБ вызвала серьезные политические споры. Председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич, оппозиционная фракция БНФ и некоторые представители социал-демократов и либералов отстаивали идею нейтралитета, которая содержалась в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь 1990 года. Премьер-министр Вячеслав Кебич и большинство депутатов Верховного Совета были сторонниками тесного военного сотрудничества с Россией, в том числе в рамках ДКБ. Также активным лоббистом присоединения к ДКБ был военно-промышленный комплекс, который на момент становления независимого государства в значительной мере опирался на Россию. Это проявлялось как в зависимости производственных процессов от российских предприятий, так и в отсутствии материальных возможностей модернизировать вооружения и военную технику самостоятельно.

За присоединение к договору выдвигались два основных аргумента:

  1. Участие в ДКБ обеспечит более гладкий переход от советской к национальной системе обороны (в том числе в плане военной подготовки), что позволит сохранить безопасность страны в переходный период.
  2. Ограниченность ресурсов для самостоятельного финансирования вооруженных сил может быть компенсирована за счет сохранения тесных связей с Россией и потенциального расширения заказов для военно-промышленного комплекса Беларуси в рамках ДКБ.

9 апреля 1993 года на заседании Верховного Совета было принято решение подписать Договор о коллективной безопасности. При этом Верховный Совет подтвердил «стремление Республики Беларусь к приобретению статуса нейтральной страны».

ОДКБ в доктринальных документах Беларуси

Концепция национальной безопасности (КНБ) Республики Беларусь 2010 года в качестве национального интереса в военной сфере отмечает «повышение эффективности ОДКБ», в то время как «ослабление интеграционных структур и организаций», а также «снижение потенциала и возможностей военно-политических союзов» с участием Беларуси считается источником угроз национальной безопасности как политического, так и военного характера.

Военная Доктрина 2016 года подтверждает положения КНБ и отмечает, что в случае нападения Беларусь «оставляет за собой право [...] обратиться за помощью, в том числе военной, к государствам членам Организации Договора о коллективной безопасности».

Доктрина также определяет сотрудничество с государствами-членами ОДКБ в качестве приоритетного направления. Оно включает сотрудничество по вопросам: 

  • развития и применения сил коллективной безопасности;
  • создания объединенных военных систем;
  • развития миротворческого потенциала ОДКБ и укрепления статуса ОДКБ на международной арене.

Участие Беларуси в ОДКБ

УДолевой взнос Республики Беларусь в бюджет ОДКБ, как и остальных государств-членов, за исключением России, составляет 10% (в 2019 году взнос равнялся примерно 1,5 млн. белорусских рублей).

Предыдущий раз Беларусь председательствовала в ОДКБ в 2017 году. Приоритетами председательства стали усиление влияния ОДКБ на международной арене и повышение оперативной готовности Коллективных сил. Генеральным секретарем ОДКБ c 2020 года является Станислав Зась, бывший Государственный секретарь Совета безопасности Беларуси. При этом назначение Зася сопровождалось дипломатическими сложностями. Его кандидатуру некоторое время блокировала Армения, что было связано с внутриполитическими процессами в самой Армении и требованием Еревана назначить на должность армянского представителя вместо отозванного досрочно Юрия Хачатурова.

Вооруженные силы Беларуси участвуют в Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ (в КСОР Беларусь предоставила 103-ю отдельную гвардейскую воздушно-десантную бригаду), Коллективных авиационных силах (КАС) ОДКБ и Коллективных миротворческих силах (КМС) ОДКБ (в учениях КМС от Беларуси участвуют военнослужащие миротворческой роты 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады). Белорусские вооруженные силы активно задействованы в региональной группировке войск Беларуси и России, которая была создана на двусторонней основе, но действует и в рамках ОДКБ.

Беларусь принимает активное участие в учениях ОДКБ. В последние годы это:

  • Командно-штабное учение «Нерушимое братство – 2020». Учение проводилось на полигоне «Лосвидо» в Витебской области в целях подготовки миротворческих сил. Было задействовано около 900 человек и 120 единиц военной техники.
  • Специальное учение «Поиск-2019» с силами и средствами разведки государств-членов. «Поиск-2019» проводилось на территории Беларуси с целью отработки ведения разведки в интересах локализации приграничного вооруженного конфликта в Восточно-Европейском регионе. В нем было задействовано 2,000 военнослужащих и 250 единиц техники.
  • Специальное учение с силами и средствами материально-технического обеспечения КСОР ОДКБ «Эшелон-2020». В рамках учения отрабатывались действия совместной операции по локализации приграничного вооруженного конфликта. Было задействовано около 1,000 военнослужащих и 250 единиц техники.
  • Командно-штабная тренировка с командованием КСОР ОДКБ, целью которого стала апробация перспективной структуры пункта управления КСОР.

Для сравнения: совместные учения Беларуси и России «Запад»-2017 задействовали более 12,000 человек и 680 единиц техники, а в тактических учениях «Славянское братство 2020» участвовали около 6,000 человек и 500 единиц боевой техники.

Участие Беларуси в КСОР

Напряжение в отношениях Беларуси и ОДКБ произошло на фоне Создания Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Белорусская делегация не приехала на саммит ОДКБ, на котором консенсусом должно было быть принято решение о КСОР, объяснив свой шаг «экономической дискриминацией» со стороны России: в 2009 году Роспотребнадзор запретил поставки белорусской молочной продукции. Однако уже в октябре 2009 года Минск дал согласие на создание КСОР. 20 октября 2009 Беларусь передала подписанное соглашение о КСОР в Секретариат ОДКБ.

В контексте создания КСОР возобновилась дискуссия о возможности участия белорусских военнослужащих в операциях за рубежом. Принимая решение о присоединении к ДКБ, Верховный Совет поручил подготовить оговорки, исключающие применение белорусских Вооруженных Сил на территории других государств без специального решения парламента. Однако в итоге такие оговорки при подписании и ратификации ДКБ сделаны не были. Оговорки о необходимости дополнительных процедур для размещения ВС Беларуси за рубежом были сделаны Беларусью к Уставу СНГ, но не ОДКБ.

Вопрос о соответствии соглашения о КСОР Конституции Беларуси был вынесен на рассмотрение Конституционного Суда в 2010 году. Суд признал Закон о ратификации соглашения о КСОР соответствующим Конституции. В рамках разгоревшихся общественных дискуссий официальными лицами было подчеркнуто, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, не могут быть направлены за пределы Беларуси для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности. Законодательство предусматривает, что только военнослужащие контрактной службы, выражающие добровольное согласие, могут быть направлены для участия в операциях за рубежом. Более того, решения об участии военных контингентов на зарубежных территориях в ОДКБ могут быть приняты лишь «на основе консенсуса или с согласия Сторон», а поэтому принудить Беларусь направить военнослужащих на конкретную операцию ОДКБ не может.

Интерес Беларуси к ОДКБ

Для обеспечения обороноспособности Беларуси достаточно двусторонних соглашений в военной сфере с Россией (в том числе функционирования региональной группировки войск). Однако для самой России военно-политическое сотрудничество с Беларусью и ОДКБ является стратегически приоритетным и оказывает стабилизирующее влияние на обстановку в пограничных регионах, которые находятся в зоне риска из-за наращивания силового потенциала НАТО. Поэтому участие Беларуси в ОДКБ свидетельствует, в первую очередь, об учете Минском военно-политических интересов России, в частности в рамках неформальной большой сделки между союзниками.

Также в рамках ОДКБ Беларусь приобретает вооружения, военную и иную специальную технику на льготных условиях, хотя большáя часть военно-технического сотрудничества между Минском и Москвой происходит на двусторонней основе. По оценкам белорусского правительства, в случае выходе из ОДКБ прямые потери для оборонной промышленности Беларуси ежегодно составили бы $300-350 млн.

 


Алисия Иванова -  младший аналитик, Совет по международным отношениям «Минский диалог».