Опубликовано European Leadership Network

 

Евгений Прейгерман

 

Президенты США и России Дональд Трамп и Владимир Путин должны встретиться в эту пятницу, 15 августа, чтобы обсудить прекращение войны на Украине. В свете заявления лидеров ЕС от 12 августа (за исключением Венгрии) о том, что любая сделка должна уважать суверенитет Украины, включать Киев и основываться на прекращении огня, мы задали членам сети ELN следующие вопросы: 1) Что могут и должны сделать европейские правительства, чтобы гарантировать, что Вашингтон и Россия будут действовать в соответствии с этими принципами? 2) Как ЕС может повлиять на исход двусторонних переговоров, поддержать трансатлантическое единство и подготовиться к различным возможным вариантам развития событий?

Предстоящий саммит США и России на Аляске отражает некоторые болезненные факты о реальном весе ЕС в современной глобальной и даже европейской геополитике. Хотя ЕС и некоторые его государства-члены играют ключевую роль в отдельных измерениях российско-украинского конфликта, в целом они остаются на обочине больших геополитических раскладов этой войны. Это обусловлено не только многолетней структурной зависимостью Европы от американского «зонтика безопасности», но и многочисленными ошибочными решениями Брюсселя последних лет, которые фактически ослабили влияние ЕС даже в регионе его непосредственного соседства в Восточной Европе.

Учитывая эту сложную ситуацию, ЕС сейчас мало что может реально сделать для того, чтобы его позиция действительно повлияла на исход двусторонних переговоров на Аляске или любого будущего российско-американского взаимодействия. Это не означает, что Трамп и Путин обязательно достигнут каких-либо важных соглашений, которые будут принципиально противоречить заявлению лидеров ЕС от 12 августа. Более того, предстоящий саммит вряд ли сам по себе станет историческим прорывом.

Но, что важно, любые события на Аляске и в дальнейшем будут в большей степени определяться значимостью двусторонних российско-американских отношений как для Вашингтона, так и для Москвы, чем заявлениями и усилиями ЕС.

Вера ЕС в то, что, просто усиливая санкции и другие элементы давления на Россию, он каким-то образом сможет обеспечить себе место за столом переговоров, всегда выглядело необоснованной, а теперь и вовсе эмпирически опровергнута. Европейские санкции, безусловно, бьют по российской экономике, но они не могут заставить Москву изменить поведение и, что еще важнее, никак не способствуют усилению влияния самого Европейского союза. Недавно обнародованные планы ЕС по перевооружению также не могут быстро трансформироваться в серьезные политические козыри.

Тем не менее, ЕС все еще может восстановить свою геополитическую мощь. Для этого ему необходимо найти действенный способ сочетать сдерживание в отношении России с разумной дипломатией в отношении Москвы и Минска. Другими словами, ЕС нужен еще один «момент Армеля», чтобы снизить свою геополитическую уязвимость и укрепить собственную безопасность.

 

Евгений Прейгерман

Директор, Совет по международным отношениям «Минский диалог»