Опубликовано в Eurasia Daily Monitor

 

Евгений Прейгерман

 

28 мая министр обороны Беларуси генерал-лейтенант Виктор Хренин сделал неожиданное заявление относительно совместных белорусско-российских учений «Запад-2025», которые должны пройти в Беларуси в сентябре. На заседании Совета министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Бишкеке Хренин заявил, что Минск принял решение о переносе учений вглубь территории Беларуси и подальше от западных границ и о снижении их количественных параметров. По его словам, принятые решения направлены на снижение региональной напряженности и сигнализируют готовность Беларуси к диалогу с НАТО.

«Запад» — название крупнейших совместных стратегических военных учений Беларуси и России. Они проводятся раз в два года, и страны поочередно организуют основные маневры на своей территории. Соответственно, Беларусь принимает учения каждые четыре года. Россия отменила «Запад-2023», вероятно, из-за того, что значительная часть ее войск и техники была задействована в боевых действиях с Украиной. На территории Беларуси учения «Запад» в прошлый раз проводились в сентябре 2021 года.

Эти учения традиционно привлекают повышенное политическое и медийное внимание на Западе. Еще до резкого всплеска военной напряженности в Восточной Европе в последние годы каждая военная игра «Запад» подвергалась пристальному вниманию со стороны НАТО и особенно стран ее восточного фланга, включая Польшу и страны Балтии.

В контексте продолжающейся российско-украинской войны учения 2025 года по понятным причинам привлекают еще больше внимания в этих странах и во всем Североатлантическом альянсе. Западные дипломаты подчеркивают, что страны НАТО не могут спокойно относиться к любым новым совместным белорусско-российским учениям, поскольку Москва использовала учения с Беларусью в феврале 2022 года, чтобы сосредоточить свои войска на белорусско-украинской границе, а затем приказала этим подразделениям продвигаться в направлении Киева.[1] К тому же СМИ переполнены спекуляциями о потенциальных угрозах НАТО от «Запада-2025», что еще больше усугубляет региональную напряженность.

Учитывая такой негативный контекст, решение Минска снизить напряженность вокруг учений за счет переноса их из приграничных районов и снижения количественных параметров заслуживает особого внимания.

Анонсируя это решение в Бишкеке, Хренин подчеркнул, что Минск стремится «в очередной раз не только словом, но и делом» подтвердить «свою готовность к диалогу, компромиссам и снижению напряженности». Он добавил, что Беларусь демонстрирует такую открытость несмотря на то, что «никакие шаги по возврату к выполнению ряда ключевых договоренностей в сфере контроля над вооружениями в отношении Республики Беларусь так и не были сделаны» государствами-членами НАТО.

Минск еще раньше предложил возобновить инспекционную и верификационную деятельность в рамках этих соглашений. Например, в июне 2022 года после паузы, связанной с COVID-19, Министерство обороны Беларуси возобновило верификационные миссии на своей территории в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Венским документом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности. Минск готов проводить такие миссии на паритетной основе, то есть со странами, которые разрешают белорусским инспекторам работать на своей территории. В феврале 2025 года Беларусь предложила Польше возможность обмена информацией и взаимных инспекций на глубину до 80 километров (примерно 50 миль) от границы в рамках региональных мер укрепления доверия, изложенных в Венском документе 2011 года. Однако некоторые официальные лица на Западе скептически относятся к таким белорусским предложениям. Они считают, что существующие инструменты контроля над вооружениями не смогли предотвратить начало российско-украинской войны в феврале 2022 года и что, учитывая отсутствие доверия к Беларуси, нет никаких оснований возобновлять их реализацию.[2]

После заявления Хренина в Бишкеке генерал-майор Валерий Ревенко, начальник департамента международного военного сотрудничества Министерства обороны Беларуси, привел дополнительные подробности о том, что именно означает снижение параметров «Запада-2025». По словам Ревенко, численность войск, участвующих в учениях этого года, будет сокращена почти вдвое. В предыдущих учениях «Запад» в Беларуси участвовало около 13 тысяч военнослужащих, и в этом году изначально планировалось примерно такое же количество. Это означает, что в итоге в учениях «Запад-2025» на территории Беларуси, скорее всего, примут участие около 7–8 тысяч военнослужащих.

Поскольку численность задействованных военнослужащих по сравнению с предыдущими годами сокращена вдвое, параметры «Запада-2025» могут быть ниже пороговых значений ОБСЕ и для обязательного международного наблюдения, и для требования об уведомлении других членов организации. Венский документ ОБСЕ 2011 года предусматривает, что военная деятельность, включая учения, с участием 13 тысяч военнослужащих и более подлежит обязательному международному наблюдению. В нем также оговаривается, что государства, проводящие военные мероприятия с участием не менее 9 тыс. военнослужащих, обязаны направлять предварительное уведомление в ОБСЕ.

В качестве жеста доброй воли Минск объявил, что намерен как уведомить все государства-члены ОБСЕ о количественных параметрах «Запада-2025», так и пригласить на учения международных наблюдателей.

Министерство обороны Беларуси, как сообщается, также объявило о многосторонних учениях ОДКБ с 1 по 6 сентября, то есть примерно в то же время, что и «Запад-2025». Это объявление также может быть направлено на демонстрацию транспарентности и укрепление доверия вокруг «Запада-2025». В учениях ОДКБ будут задействованы военнослужащие из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Беларуси и России. Одновременное присутствие войск этих стран на одних и тех же или соседних полигонах, по-видимому, дополнительно сигнализирует об открытости и прозрачности, которые Минск стремится продемонстрировать.

Эти решения белорусского правительства направлены на снижение рисков эскалации вокруг учений «Запад-2025» путем введения ряда мер для повышения прозрачности. Эти меры напоминают подход Минска во время учений «Запад-2017». После тех учений представители НАТО и западные эксперты высоко оценили «беспрецедентную транспарентность» со стороны Беларуси. В имеющейся сегодня ситуации в сфере региональной безопасности и в особых геополитических условиях Минска было сложно представить, что Беларусь может пойти на такой уровень открытости во время белорусско-российских стратегических учений. Поэтому заявление министра Хренина стало неожиданностью.

Некоторые западные политики и дипломаты признают, что эти решения Беларуси действительно могут ослабить опасения в странах НАТО по поводу безопасности вокруг учений «Запад-2025».[3]

Однако более важный вопрос заключается в том, может ли такая открытость Беларуси содействовать долгосрочному диалогу по вопросам безопасности и укрепления доверия в Восточной Европе.

Пока продолжается война между Россией и Украиной, прорывные позитивные изменения в европейской безопасности, в том числе в области укрепления доверия, кажутся невозможными. Однако даже в имеющихся военных обстоятельствах большинство, если не все, европейских государств сохраняют стратегический интерес к снижению рисков военной эскалации на собственных границах или вблизи них. Поэтому решения Минска сократить масштабы «Запада-2025» и перенести учения вглубь страны подальше от границ НАТО могут заложить скромную, но значимую основу для будущего диалога и взаимодействия в регионе.

 

Евгений Прейгерман

Директор, Совет по международным отношениям «Минский диалог»

 

[1] Интервью с дипломатами из стран НАТО в Минске, 23 апреля, 12 мая.

[2] Интервью с западным атташе по обороне в Минске, 18 апреля.

[3] Интервью с дипломатами из стран НАТО в Минске, 3 июня.