Комментарий № 23 / 29.03.2019
Пол Хансбери
Безопасность
На первый взгляд, Великобритания собирается и дальше работать в рамках существующих структур безопасности в Восточной Европе. В качестве члена НАТО Великобритания продолжит сотрудничество с шестью государствами-партнерами в рамках программы «Партнерство ради мира». Особенно с Азербайджаном и Молдовой, которые имеют индивидуальные планы действий в рамках партнерства, и Грузией. Британское правительство по-прежнему считает, что мира и безопасности в Восточной Европе можно достичь через общие ценности демократии, либеральных рынков и прав человека.
Тем не менее, вполне возможно, что в отношениях с Великобританией и ЕС у шести государств сместится акцент. В настоящее время Великобритания является третьим по величине донором бюджета ЕС после Германии и Франции, и потеря британских средств, вероятно, повлияет на основанную на ценностях внешнюю политику Брюсселя.
Хотя Великобритания, похоже, и стремится сохранить сотрудничество в области безопасности и разведки с Брюсселем, с общей политикой ЕС, вероятно, возникнут разногласия. И это в некоторой степени ослабит подход ЕС.
Россия, безусловно, будет приветствовать ослабление влияния ЕС в регионе. ЕС и Россия редко сходятся во взглядах, когда речь заходит о «серединных» государствах, и признаки разрозненного подхода к региону среди западных союзников будут рассматриваться как возможность усиления роли Москвы. Такая ситуация будет тревожить прозападные элиты в соответствующих государствах. Это не следует толковать как намек на какие-либо российские замыслы, которые привели к нынешней ситуации: хотя есть некоторые доказательства того, что российские деятели стремились повлиять на референдум по Брекзиту, сомнительно, что они оказали какое-либо заметное влияние на результат. Не следует также полагать, что ЕС или Великобритания покинут регион. Лондон стремится продолжить поддержку стабильности и реформ в Украине.
Экономика
Шесть государств «Восточного партнерства» могут рассматривать Брекзит как возможность нарастить объемы торговли с Великобританией или ЕС. Оба зависят от того, каким получится Брекзит; это определит возможности, доступные другим странам. Совершенно очевидно, что так называемый «мягкий» Брекзит, посредством которого Великобритания оставалась бы в рамках Таможенного союза, лишил бы ее возможности заключать торговые сделки с третьими государствами. Можно утверждать, что «жесткий» Брекзит создает свободу для соглашений с восточными партнерами. Тем не менее, факт остается фактом: приоритетом Великобритании почти наверняка останется торговая сделка с ЕС.
Переговоры с ЕС будут преобладать в повестке дня для Британии в случае Брекзита «без торговой сделки». Возможно, даже больше, чем при достижении соглашения о выходе, поскольку последствия разрыва торговых связей будут ощущаться быстрее.
Это означает, что даже без соглашения в итоге может получиться что-то похожее на «мягкий» Брекзит.
Нынешний уровень торговли между Великобританией и шестью восточными партнерами является скромным и демонстрирует потенциал для некоторого роста. Общий экспорт в Великобританию крупнейшей из шести стран - Украины - в 2017 году составил всего 501 млн долларов (по сравнению с 4,25 млрд долларов экспорта в Россию, несмотря на тяжелое состояние двусторонних отношений). Беларусь и Молдова имеют чуть более существенные показатели экспорта в Великобританию. В 2017 году экспорт Беларуси в Великобританию составил более 8% от общего объема экспорта – 2,4 млрд. долл. США – и при этом колоссальную долю (93%) экспорта составляют нефтепродукты. Поэтому продолжающиеся трения между Беларусью и Россией, где эта нефть добывается, здесь гораздо важнее, чем Брекзит.
Если государства «Восточного партнерства» будут действовать на опережение, они могут выторговать предпочтительные условия у Великобритании, пока последняя ведет переговоры с ЕС о будущих торговых отношениях.
Британии до сих пор удалось заключить соглашения лишь с несколькими государствами, и угроза выхода из ЕС «без сделки» значительно ослабит ее переговорную позицию. Шестеро стран могут также попытаться заполнить пробел, который может возникнуть в торговом балансе ЕС при утрате Великобритании, хотя в прошлом в этой части было не все гладко. Например, усилия Беларуси по продаже продуктов питания на рынок ЕС осложняются якобы несоответствием стандартам ЕС.
Quo vadis?
Основные краткосрочные и долгосрочные последствия Брекзита испытает сама Великобритания. Последствия могут сокрушить королевство и углубить продолжающийся там кризис. Брекзит влияет и на баланс сил внутри ЕС, где франко-германские отношения приобретают еще более определяющее значение, чем в последние десятилетия. Казалось бы, последствия для других государств будут менее существенными. Но они также могут оказаться значительными с точки зрения как безопасности, так и экономики. Подчеркнем: «могут оказаться». Бейсболисту «Нью-Йорк Янкиз» Йоги Берра приписывают следующие слова: «Делать прогнозы сложно. Особенно о будущем».
Пол Хансбери - ассоциированный сотрудник экспертной инициативы «Минский диалог».
Публикация подготовлена при поддержке белорусского офиса
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия). Ее содержание
отражает исключительно мнение автора.