Комментарий № 36 / 10.12.2019

Пол Хансбери

Теплый прием

На Западе выборы считаются источником жизненной силы политики. Западные эксперты придают большое значение как проведению прямых выборов, так и представительной демократии. И поэтому они уделяют серьезное внимание проведению выборов в Беларуси. В 2016 году избрание Алены Анисим и Анны Конопацкой в парламент способствовало переходу к более теплым отношениям между Беларусью и западными государствами. Тот факт, что два нелояльных голоса стали звучать в парламенте, в какой-то мере подтвердил возможность более широких политических дебатов среди представителей народа.

На прошедших парламентских выборах Беларусь аккредитовала более тысячи международных наблюдателей. Среди них - несколько сотен наблюдателей от Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), мнения которых высоко ценят как в ЕС, так и в США.

В день выборов Александр Лукашенко настаивал на том, что Беларусь придает большое значение рекомендациям, содержащимся в предыдущих докладах ОБСЕ. Тем не менее, в предварительном докладе ОБСЕ/БДИПЧ/ПАСЕ отмечается, что выборы «прошли спокойно, но не соответствовали важным международным стандартам». Европейская служба внешних связей ЕС опубликовала заявление, в котором также говорилось об «общей спокойной атмосфере», но выражалось сожаление об «упущенной возможности».

В итоговом докладе наблюдательных миссий под руководством ОБСЕ, в составе которых доминируют западные государства, предположительно будет отражена эта же формулировка.

Высокая оценка «спокойной атмосферы» подобна тому, как школьный учитель хвалит ученика за усилия, но не комментирует его достижения.

В итоге «спокойствие» оказалось именно таким, как и обещал Александр Лукашенко.

Разделение Европы и Америки?

США также признали «мирное проведение» выборов, хотя и добавили, что выводы миссий по наблюдению были «глубоко тревожными». На самом же деле главным следствием парламентских выборов для отношений Беларуси с западными государствами может оказаться то, что подходы США и стран-членов ЕС к Беларуси расходятся.

Ориентация ЕС на либерально-демократические ценности как основу построения отношений не является только нормативным вопросом. Сила ЕС зависит от того, насколько политический мир действует удобным для него образом. Однако у Европейского союза нет того военного потенциала, который бы позволил кардинально менять расстановку сил в мире. В итоге ЕС пришел к пониманию своей собственной мягкой или «нормативной» силы, как определяет ее датский исследователь Иан Маннерс.

Европейский союз не может поступиться своими либеральными принципами, не подвергнув риску или, по меньшей мере, не признав границ своей собственной силы.

На первый взгляд Соединенные Штаты разделяют приверженность ЕС либерально-демократическим ценностям: высказывались предположения, что США связывают условия проведения белорусских выборов в 2019 и 2020 годах со снятием санкций с Беларуси. Недавние комментарии министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея, возможно, отчасти касались упорства США в вопросе санкционной политики. Министр исходит из понимания того, что за последнее время США потратили значительное время и ресурсы на улучшение отношений и не захотят, чтобы эти усилия пропали зря.

При этом под маской либеральной демократии США – совсем иной тип политического образования, нежели ЕС. Соединенные Штаты опираются на свою жесткую власть, и именно американские военные базы по всему миру, а не либерализм, в первую очередь удерживают страну на вершине мировой иерархии власти. Признают ли они этот факт или нет, но у США меньше оснований испытывать угрызения совести по поводу развития отношений при полном отсутствии либеральной демократии. США скорее готовы позволить голым геополитическим воззрениям определять свою внешнюю политику.

Возможные последствия

Как я уже писал, отсутствие нелояльных голосов в парламенте может привести к новому ухудшению отношений Беларуси и Запада. Проведение президентских выборов в следующем году либо смягчит, либо обострит разногласия между ЕС и США в вопросе определения шкалы ценностей как условия отношений с Минском. На первый взгляд, дифференцированные отношения с ЕС и США могут показаться привлекательными для белорусских властей, но это может иметь три потенциально негативных последствия.

Во-первых, возврат к прошлым трениям с ЕС может подорвать потенциал роста торговли. Несмотря на активные дискуссии в течение последнего десятилетия, многие торговые возможности остаются нереализованными. Беларусь, приводя некоторые обоснования, обвинила в этом Европейский союз. Когда экс-глава представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин покидала свой пост в этом году, было отмечено, что во время ее работы в Минске произошел рост торговли между ЕС и Беларусью с 2015 по 2018 год. Это был риторический трюк: объем торговли за год до ее приезда был выше, чем тогда, когда она уехала (данные здесь, см. сноску на странице 3). Кроме того, объем торговли упал в 2016 и 2017 годах, то есть не наблюдалось никакой заметной тенденции к росту. Несмотря на все эти недостатки, ЕС тем не менее является вторым по величине экспортным рынком для белорусских товаров. И с точки зрения географических реалий, этот рынок гораздо более ценен для Беларуси в экономическом плане, чем американский.

Во-вторых, даже если торговля остается статичной, западные государства важны Беларуси для баланса зависимости от России. Расхождение политики ЕС и США в отношении Беларуси только ожесточит дебаты внутри (и между) западных государств, а отсутствие консенсуса, скорее всего, негативно отразится на желании этих государств сотрудничать с Беларусью. Это может ослабить рычаги влияния Беларуси на Россию.

Наконец, Россия всегда с большим подозрением относилась к США, чем к ЕС. И Соединенные Штаты, и Европейский союз вызывали у Москвы ощущение угрозы, только в разных проявлениях.

В отличие от США, ЕС не представляет военной угрозы для России; Евросоюз воспринимается как некая двусмысленная угроза – возможно и более коварная, но требующая аккуратного обращения.

Если белорусско-европейские отношения пострадают, но при этом Беларуси удастся сохранить нормальные отношения с США, то Россия может воспринять это как повод для активизации усилий по расширению своего военного присутствия в Беларуси.

Западные политики ожидают, что выборы 2020 года оставят Александра Лукашенко у власти. Тем не менее, они будут искать доказательства свободной и справедливой конкурентной борьбы. В то же время нельзя не задаться вопросом, отступят ли они хоть немного от взаимодействия с Беларусью? По меньшей мере, атмосфера должна остаться по-прежнему спокойной.


Пол Хансбери - ассоциированный сотрудник, Совет по международным отношениям «Минский диалог».

 

Публикация подготовлена при поддержке белорусского офиса 
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия). Ее содержание
отражает исключительно мнение автора. 

Аналитическая записка подготовлена при поддержке
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия)