15.03.2019

Леван Кахишвили

Выживание зачастую считается главной задачей малых государств при выстраивании ими международных отношений. Грузия не является исключением: с момента обретения независимости в начале 1990-х годов страна прошла весьма бурный период своей истории. Она пережила четыре военных конфликта: две войны в сепаратистских регионах Южной Осетии и Абхазии, гражданскую войну в Тбилиси в начале 1990-х, а затем и короткую войну с Россией в августе 2008 года. Из-за того, что Россия действует в качестве покровителя отколовшихся от Грузии регионов (после августовской войны 2008 года Москва признала их независимость), наиболее важной задачей внешней политики и политики в сфере безопасности Грузии в течение четверти века независимости страны всегда был поиск оптимального способа снижения собственной уязвимости на фоне устрашающей военной мощи России. За это время Грузией управляли четыре различные политические силы. Каждая из них была связана с одним человеком и находилась под его влиянием. Кроме того, у каждого из этих лидеров было собственное мнение о том, как обеспечить национальную безопасность Грузии.

Когда Звиад Гамсахурдиа возглавлял государство в качестве первого президента, видение Тбилиси своего будущего было однозначным. Планы Гамсахурдиа в первую очередь были связаны с региональной интеграцией Грузии на Кавказе. У него были тесные отношения с северокавказскими автономными республиками России, особенно с чеченским лидером Джохаром Дудаевым. Идея Гамсахурдиа об «общем кавказском доме» подразумевала, что все народы Кавказа – как севера, так и юга – должны были мирно сосуществовать, имея тесные связи друг с другом. Однако Гамсахурдиа не смог реализовать свое видение из-за переворота, организованного его противниками, после которого ему пришлось бежать из страны и отправиться в изгнание на Северный Кавказ. За переворотом последовал хаос и новые военные конфликты с высокой степенью неопределенности относительно того, кто возглавляет страну.

Однако, в конечном счете, к середине 1990-х годов Эдуард Шеварднадзе, бывший министр иностранных дел Советского Союза, сумел консолидировать власть в своих руках и стабилизировать ситуацию. В начале правления Шеварднадзе Грузия была опустошенной страной практически без какого-либо потенциала независимой внешней политики и политики в сфере безопасности. В стране размещалались российские военные базы: не только в отколовшихся регионах, но и на территории, официально находящейся под контролем центральной власти в Тбилиси. Как позже писал Шеварднадзе в своих мемуарах, именно в период его руководства Грузия была вынуждена вступить в Содружество Независимых Государств (СНГ) и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Однако в 1999 году Тбилиси отказался от ОДКБ и вступил в Совет Европы, оставаясь членом СНГ до окончания августовской войны 2008 года.

Конец 1990-х и начало 2000-х годов были более успешными для Грузии. Тбилиси вступил в Совет Европы в 1999 году, достиг соглашения с Россией во время Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года по выводу российских военных баз с территории Грузии и подписал соглашение о строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Также он впервые официально определил приоритеты отношений «с теми странами, которые разделяют его ценности демократии, уважения прав человека, рыночной экономики и свободного обмена идеями» и интеграции «во все основные институты европейского и евроатлантического сообществ» над отношениями с Россией, СНГ и ОДКБ. Все эти события в конечном итоге привели к тому, что Шеварднадзе подал официальную заявку на членство в НАТО в 2002 году, незадолго до того, как в 2003 году он был вынужден сложить свои полномочия в результате «Революции роз», возглавляемой Михаилом Саакашвили.

Визитной карточкой Михаила Саакашвили во внешней политике Грузии стала работа, направленная на то, чтобы Грузию увидели и услышали на международной арене. Его правительство настолько активно высказывалось о целях Грузии по интеграции в НАТО и ЕС, что прозападная внешняя политика Грузии ассоциируется именно с именем Саакашвили. Хотя на самом деле такая политика была выработана на последнем этапе правления Шеварднадзе. С другой стороны, именно во времена Саакашвили Грузии официально пообещали на саммите в Бухаресте в апреле 2008 года, что она станет членом НАТО. Обещание подтверждалось на каждом последующем саммите НАТО с тех пор. Саакашвили продолжил начатое Шеварднадзе и сумел обеспечить выполнение обязательств, взятых на себя Россией в 1999 году, по выводу военных баз.

Однако Россия сохранила присутствие в Абхазии и Южной Осетии. Главным провалом внешней политики Саакашвили стала августовская война 2008 года. В результате войны Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, тем самым законно нарушив территориальную целостность и суверенитет Грузии, которые она ранее признавала. Несмотря на наследие войны, Грузия продолжила движение по пути западной интеграции, в конечном итоге улучшив институциональные рамки взаимоотношений как с НАТО, так и с ЕС. Этот курс был продолжен и следующим правительством под руководством Бидзины Иванишвили, который пришел к власти в 2012 году в качестве премьер-министра. Партия Иванишвили, «Грузинская мечта», все еще остается у власти, хотя сам Иванишвили ушел с поста премьер-министра.

Тем не менее, часто считают, что Иванишвили остается неформальным лидером государства. Существовали опасения, что Иванишвили вернет Грузию в сферу влияния России, однако этого не произошло. Грузия продолжила углублять отношения с западными институтами, одновременно реализуя политику нормализации с Россией, которая подразумевает восстановление торгово-экономических отношений. Под руководством «Грузинской мечты» Тбилиси подписал Соглашение об ассоциации и получил безвизовый режим с ЕС, что можно рассматривать как основные достижения внешней политики Грузии за последнее десятилетие.

Однако безопасность Грузии – вопрос далеко не однозначный. Поэтому в остальной части исследования будут рассмотрены различные видения внешней политики страны, динамика общественного мнения, анализ стратегических документов и динамика восприятия угроз на внутренней арене.

 

Полная версия доклада – в прикрепленном файле.