№ 13 / 10.12.2021

 

Ольга Кулай

 

Главные тенденции в двусторонних отношениях после мая 2021 года

  • Отношения были достаточно динамичными на политическом треке, включая взаимную поддержку в международных организациях и тесную координацию позиций. Наблюдалась точечная активность в межпарламентском сотрудничестве. Белорусская сторона акцентировала позитивный фон политического взаимодействия как пример альтернативных возможностей и перспектив в противовес западным санкциям.
  • Также развивалось региональное, гуманитарное и медицинское взаимодействие. Стартовал Год регионов Беларуси и Китая как продолжение тренда на региональное сотрудничество. Состоялась новая поставка китайской вакцины Sinopharm Vero Cell.
  • Значительные изменения – расширение, уточнения и упорядочение – произошли в специальном правовом режиме индустриального парка «Великий камень» с принятием (в июне) и вступлением в силу (в сентябре) новой редакции указа президента о совершенствовании правого режима парка.

Основные события и процессы в отношениях после мая 2021 года

На протяжении всего периода развивалось политическое сотрудничество. В июле состоялась белорусско-китайская встреча высокого уровня – первый вице-премьер Н. Снопков провел переговоры с министром иностранных дел Китая Ван И в Ташкенте. Представители Беларуси и Китая положительно высказались об уровне развития двусторонних отношений и взаимной поддержке по многим направлениям и форматам. Представительная делегация во главе с Н. Снопковым и министрами Беларуси приняла онлайн участие в форуме цифровой экономики «Китай-ШОС» в августе. В сентябре прошла встреча глав министерств иностранных дел Беларуси и Китая на полях саммита глав государств-членов ШОС в Душанбе. Сообщается, что одним из акцентов стал вопрос «активизации сотрудничества в торгово-экономической сфере».

В сентябре А. Лукашенко записал видеообращение к участникам Глобального саммита торговли услугами в Пекине, где подчеркнул важность расширения сотрудничества с Китаем как одним из ключевых партнеров Беларуси в сфере экспорта и импорта услуг. Он также высказал заверения в том, что Беларусь «продолжит принимать все необходимые меры для обеспечения бесперебойного движения железнодорожных составов» по маршруту Китай-Европа-Китай.

В рассматриваемом периоде тема сотрудничества с Китаем как дружественной и поддерживающей стороны часто затрагивалась в белорусских СМИ и заявлениях белорусских чиновников (Р. Головченко, Н. Снопков, Ю. Чеботарь, Н. Кочанова). В частности, при обсуждении санкций ЕС и США. Белорусская сторона неизменно подчеркивала положительную динамику двустороннего товарооборота и развитие политических отношений. Во время церемонии открытия Года регионов Беларуси и Китая в Минске в августе заместитель министра иностранных дел Беларуси Н. Борисевич сообщил о том, что во время ближайшего визита на высшем уровне стороны планируют подписать совместную декларацию. Документ закрепит новый статус белорусско-китайских отношений – «железного братства, образцового всестороннего стратегического сотрудничества и всепогодного партнерства».

На протяжении мая-октября белорусские чиновники различного уровня неоднократно упоминали Китай наряду с Россией и другими странами (например, Южной Азии ) как перспективный и обладающий значительным потенциалом рынок для перенаправления экспортных потоков вместо стран ЕС и США в условиях действия санкций, а также как торговое направление с хорошей динамикой развития. Премьер-министр Беларуси Р. Головченко заявил, что даже «один Китай может заменить 90% европейских и американских технологий». Кроме этого, Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси анонсировало активную работу с китайским Эксимбанком как возможным источником кредитных средств для реконструкции дорог Беларуси взамен выпадающему финансированию от европейских банков.

По линии министерств иностранных дел продолжилась координация взаимодействия в международных организациях, в том числе в специализированных учреждениях системы ООН, между заместителями министра иностранных дел Беларуси и послом Китая в Минске. Белорусское ведомство также прокомментировало публикацию в США отчета-расследования о происхождении SARS-CoV-2 и заявило, что «Беларусь категорически не приемлет политизации и инструментализации темы пандемии», фактически поддержав позицию Китая по этому вопросу.

Белорусская сторона в очередной раз продемонстрировала свою ответную поддержку Китаю на международной площадке и в июне представила позицию более 60 стран против вмешательства во внутренние дела Китая по вопросам Тайваня, Гонконга и Синьцзяна на заседании комитета по правам человека ООН. Это было положительно отмечено в ходе очередного брифинга в МИД Китая 23 июня.

В вопросах координации позиций с белорусской стороной в международных организациях был неизменно активен посол Китая в Беларуси Се Сяоюн, который в качестве гостя принял участие во встрече президента А.Лукашенко с парламентариями в конце мая и провел встречи высокого уровня с Н. Кочановой, главой администрации президента Беларуси И. Сергеенко, периодически встречался с заместителями министра иностранных дел Беларуси.

В июне также активно работал парламентский трек сотрудничества — главы палат парламента Беларуси Н. Кочанова и В. Андрейченко провели онлайн-встречу с председателем постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Китая Ли Чжаньшу. В ходе встречи Андрейченко поблагодарил китайскую сторону за поддержку на заседаниях Совета безопасности ООН по белорусским темам, высказал надежду на аналогичную поддержку при рассмотрении вопроса об экстренном приземлении самолета Ryanair в ИКАО и подтвердил готовность белорусской стороны поддерживать Китай в международных организациях по вопросам Синьцзяна, Тибета и Тайваня.

Китайскую позицию по санкционной повестке вокруг Беларуси можно проследить по брифингам представителя китайского министерства иностранных дел. Так, в течение рассматриваемого периода белорусская тема затрагивалась несколько раз. 25 мая репортер французского агентства AP задал вопрос о позиции Китая по поводу вынужденной посадки самолета Ryanair, на что представитель министерства уточнил, что «ситуация неясна и следует избегать эскалации». 4 июня корреспондент «Синьхуа» спросил об отношении китайской стороны к возобновлению экономических санкций США к предприятиям Беларуси, на что представитель фактически повторил стандартную формулировку китайской стороны по санкционным вопросам: необходимо основываться на базовых положениях и принципах Устава ООН, соответствовать международным законам, фактам и свидетельствам, нельзя применять санкции избирательно и с использованием двойных стандартов, следует избегать политизации ситуации.

Наиболее значимое для белорусской стороны заявление китайского МИД прозвучало 22 июня в ответ на вопрос о введении по отношению к Беларуси санкций со стороны ЕС, США, Великобритании и Канады после совместного заявления о продолжающихся нарушениях белорусским правительством прав человека. Представитель МИД Китая Чжао Лицзян уточнил, что Китай выступает против одностороннего введения санкций в международных отношениях, против вмешательства внешних сил во внутренние дела Беларуси, что Китай уважает путь развития, который самостоятельно выбрала Беларусь.

В начале сентября министр иностранных дел В. Макей и посол Китая в Беларуси Се Сяоюн подписали договоренность (соглашение) о передаче Министерством иностранных дел Китая безвозмездной помощи МИД Беларуси для укрепления материально-технической базы. МИД Китая и китайское посольство в Беларуси охарактеризовали (1 и 2) данный документ как «соглашение о помощи на небольшую сумму».

В конце сентября в онлайн-формате состоялось первое заседание белорусско-китайской рабочей группы по упрощению торговых процедур. От белорусской стороны обсуждение возглавила заместитель министра экономики Беларуси А. Никитина, с китайской – заместитель директора департамента Евразии Министерства коммерции Ян Сюминь. Сообщается, что на повестке дискуссии об устранении препятствий для двусторонней торговли были вопросы аккредитации и сертификации белорусской продукции, организации логистики, транспортного взаимодействия, создания совместных производств, сотрудничества отраслевых ассоциаций и торговых палат Беларуси и Китая.

В начале октября было официально опубликовано постановление Совета министров об открытии генерального консульства Беларуси в Гонконге с конца 2021. Открытие такого представительства обсуждалось и прорабатывалось несколько лет, реализация решения позволит расширить присутствие Беларуси в регионе в целом в дополнение к уже сложившимся местным контактам Беларуси в Гонконге.

Великий камень

В июне был подписан и опубликован указ президента №215 от 11.06.2021 о совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка, которому предшествовало заседание у президента по подготовленному правительством проекту указа. Это четвертая редакция указа, которая призвала устранить бюрократические барьеры при работе с инвесторами. В частности, она предусматривает:

  • больше административных услуг на местах, а не в районных или областных исполкомах;
  • сокращены сроки по ряду проектных работ и порядку их ведения;
  • введено понятие крупных (якорных) инвесторов (проект стоимостью более $50 млн.) и специальных преференций для них;
  • утверждены преференции для стартапов (освобождение от налога на прибыль при отчуждении акций или долей в уставном фонде);
  • введены опционы, опционные договоры и конвертируемые займы.

Новая редакция указа содержит положение, которое дает возможность существенно расширить преференциальный режим. При отдельных решениях правительства Беларуси преференциями по указу могут воспользоваться компании, расположенные за пределами территории парка, если они участвуют в акционерном капитале или производственном процессе резидента. Расширены направления деятельности парка – включены биофармацевтические производства, производство медицинской продукции, медицинское обслуживание, лабораторная диагностика, технологии 5G и искусственного интеллекта, создание инфраструктуры субпарков для привлечения стартапов, резидентов и инвесторов, организация развития беспилотного автомобильного транспорта.

Введены значительные упрощения в сфере оказания медицинских услуг – их разрешено оказывать на территории парка с освобождением от местного подтверждения квалификации, сокращены сроки регистрации и перерегистрации лекарственных средств и медицинских изделий. В продолжение работы по совершенствованию работы парка постановление Совета министров от 17 сентября 2021 года №537 упорядочило процессы подготовки и выдачи разрешительной документации для строительства объектов на территории парка и ряд связанных вопросов.

С 17 сентября новая редакция указа вступила в силу, и в парке был зарегистрирован первый стартап (субъект инновационной деятельности) ООО «Кропфлит» с проектом по производству комплексов для внесения средств защиты растений дронами. Всего за май-октябрь в парке зарегистрировали 11 новых резидентов.

 

Описание позиций сторон

В целом основное влияние на двусторонние отношения в рассматриваемый период оказали не региональные события вокруг Беларуси (инцидент с рейсом Ryanair в конце мая, миграционный кризис и др.), а санкции ЕС, Великобритании, США, Швейцарии против отдельных персон, юридических лиц и организаций Беларуси, которые были приняты западными странами как реакция на локальные и региональные события. Пекин довольно сдержанно отреагировал на ситуацию с посадкой самолета: представитель китайского МИД ограничился комментарием о неясности ситуации и необходимости избегать эскалации. Однако, когда ЕС, Великобритания и США анонсировали вступление в действие санкционных мер и пакетов по отношению к лицам и организациям Беларуси, реакция китайской стороны изменилась на осуждение односторонних санкций и призыв к невмешательству во внутренние дела Беларуси.

Санкционное давление на Китай со стороны США и на Беларусь со стороны США, ЕС, Великобритании и др. стало дополнительным драйвером сближения позиций на международном треке и более тесной координации по широкому спектру вопросов. Белорусская сторона сделала ряд заявлений по поддержке китайской позиции в ООН по значимым для Китая темам – факту происхождения COVID-19, вопросам Тайваня, Тибета и Гонконга – и образовала с Китаем более тесную коалиционную группу в голосованиях в международных организациях.

Китайская поддержка для Беларуси также выражается в продолжении поставок вакцины Sinopharm против COVID-19 в качестве безвозмездной помощи (500 тыс. доз вакцины в сентябре, еще 1 млн. доз закуплен белорусской стороной самостоятельно), в продолжении реализации ряда проектов за счет средств технико-экономической помощи (бассейн и футбольный стадион в Минске), а также оказании министерствам Беларуси безвозмездной помощи (например, МИД Беларуси в сентябре).

Прогноз

Несмотря на сближение и тесную координацию по международным вопросам, которые сложились под влиянием санкций по отношению к Беларуси, активность на политическом треке может существенно расходиться с экономическим взаимодействием. Дальнейшее ухудшение отношений Беларуси с ЕС, США и другими странами, углубление и расширение секторальных санкций против Минска могут негативно сказаться на проектах с китайскими инвестициями в Беларуси, которые ориентированы на рынки западных стран и/или имеют западных партнеров.

Гуманитарное и медицинское сотрудничество продолжат развиваться и не потеряют актуальность во время очередной волны коронавируса. Эти направления будут также развиваться в контексте индустриального парка «Великий камень» в рамках новой редакции указа о правовом режиме парка с расширением сфер его деятельности (биофармацевтика, медицинская продукция, медицинское обслуживание и др.).

Также продолжится рост белорусского экспорта продовольственной продукции в Китай в абсолютном выражении, однако его удельный вес в общем объеме экспорта сможет увеличиться лишь умеренно.

 

Ольга Кулай

Член Экспертного совета «Минского диалога»