Опубликовано в Eurasia Daily Monitor
Евгений Прейгерман
Баку уже давно является ключевым партнером Минска на Южном Кавказе. Хотя, в отличие от Армении, Азербайджан не участвует в двух важнейших интеграционных объединениях, в которых участвует Беларусь, — Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Интенсивные двусторонние общение и сотрудничество компенсируют отсутствие многосторонней повестки дня до такой степени, что обе страны подчеркнуто определяют свои отношения как «стратегические». Президенты играют главную роль в политических системах обеих стран. В результате доверительные личные связи между президентом Беларуси Александром Лукашенко и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, похоже, способствуют поддержанию тесных двусторонних отношений.
Точные истоки этих особых личных отношений установить трудно. Однако один конкретный случай прошлого взаимодействия показывает степень взаимного доверия между политиками. В июне 2010 года ценовой спор между правительством Беларуси и российским «Газпромом» быстро перерос в кризис. «Газпром» начал сокращать объемы экспорта природного газа в Беларусь, требуя от Минска срочно выплатить около $200 млн спорного долга, иначе поставки российского газа будут прекращены совсем. После того, как первоначальные попытки достичь решения путем переговоров потерпели неудачу, Лукашенко заявил, что «попросил помощи у друзей», которые одолжили ему деньги. Позже выяснилось, что этим другом был Алиев и что Баку предоставил экстренный 12-дневный кредит, который позволил Минску погасить долг и обеспечить бесперебойную подачу российского газа. В белорусских государственных СМИ этот эпизод часто упоминается как свидетельство особых отношений между Лукашенко и Алиевым.
Еще одним свидетельством того, что личные отношения между президентами играют центральную роль в развитии белорусско-азербайджанского сотрудничества, является то, что двусторонняя повестка дня между странами практически не существовала до прихода Алиева к власти в 2003 году.
Показательно, что, хотя Минск и Баку установили дипломатические отношения в июне 1993 года, посольства в столицах друг друга они открыли только в 2006 году. Визиты на президентском уровне впервые состоялись в 2006 и 2007 годах и с тех пор происходят довольно регулярно. При этом наиболее значимые двусторонние соглашения также были заключены после 2003 года. Например, в 2007 году Минск и Баку подписали Договор о дружбе и сотрудничестве, а в 2015 году ввели в действие Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве до 2025 года.
Для Баку одной из сфер, которая, по-видимому, имеет особое значение в отношениях с Беларусью, является военно-техническое сотрудничество. За последние два десятилетия Азербайджан был одним из крупнейших покупателей белорусского оружия и систем вооружения (как арсенала советских времен, так и недавно произведенных современных боеприпасов). В 2002–2012 годах, по данным Регистра обычных вооружений ООН, Баку закупил у Беларуси 153 танка Т-72, 120 буксируемых гаубиц Д-30 калибра 122 мм, 12 самоходных артиллерийских установок 2С7 «Пион» 203-мм калибра, 60 бронетранспортеров БТР-70 и 11 штурмовиков Су-25. Белорусские производители также помогали модернизировать системы ПВО Азербайджана.
С 2013 по 2015 год белорусский военный экспорт в Азербайджан снизился, а затем и вовсе прекратился. Однако в 2016 году поставки возобновились. Реактивная система залпового огня (РСЗО) «Полонез», совместного производства Беларуси и Китаем, стала ключевым пунктом в списке военного импорта Азербайджана из Минска. Как минимум десять систем были предварительно оплачены и приобретены.
Военно-техническое сотрудничество Минска с Баку давно подвергается резкой критике со стороны Армении, особенно после того, как Никол Пашинян стал премьер-министром. Будучи союзником Армении по ОДКБ, Беларусь оказалась в довольно неудобном положении. Другие государства-члены ОДКБ, а именно Россия и Казахстан, также имеют прочные связи с Азербайджаном, которые Ереван давно критикует. Особые отношения Минска с Азербайджаном развивались, несмотря на недовольство Еревана. При этом Минск также пытался публично придерживаться нейтральной дипломатической линии в отношении конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Военные победы Азербайджана в последние годы и решение правительства Пашиняна приостановить членство в ОДКБ облегчили дилемму для Минска, что подтвердил майский визит Лукашенко в Азербайджан. После переговоров в Баку оба президента вылетели в Карабах, где провели день в городах Шуша и Физули. Лукашенко говорил о «самой сложной задаче, стоящей перед Азербайджаном», то есть восстановлении и заселении территорий, и неоднократно повторял, что белорусские строительные и транспортные компании с радостью предоставят свои услуги «на дружеских началах».
Аналогичным образом во время официальных переговоров в Баку Лукашенко рекламировал белорусские компании как потенциальных подрядчиков в Карабахе и просил Алиева «дать какое-то место Беларуси» в правительственных заказах на восстановление региона. По сообщениям пресс-службы президента Азербайджана, Алиев отреагировал на просьбу положительно.
Вскоре станет понятно, какие практические шаги предпримут обе стороны для реализации политических соглашений и как они адаптируют уже существующую дорожную карту для будущего экономического сотрудничества. Минск предложил список сфер экономики, в которых он мог бы либо обеспечить Азербайджан увеличенными объемами экспорта, либо развивать и расширять совместные производства. Президент Беларуси выделил перспективы совместного производства комплексных удобрений (с перспективой экспорта в такие страны, как Иран, Пакистан и Индия), грузовой и пожарной техники, лифтов, железнодорожной техники, медикаментов. Он также предложил активизировать сотрудничество в аграрном секторе.
Обе стороны выразили надежду, что новые проекты помогут значительно увеличить их торговый оборот, который превысил $400 млн в 2023 году, но остался значительно ниже рекордного результата в $885,5 млн в 2021 году. Профицит торгового баланса Беларуси в размере около $340 миллионов в 2023 году (экспорт вырос на 77% в годовом исчислении), по-видимому, объясняет повышенный политический интерес к дальнейшей активизации сотрудничества с Азербайджаном.
Этот профицит еще раз подчеркивает экономические основы белорусской дипломатии.
Экономическая логика предопределяет внешнеполитические решения Минска даже в более чувствительных с геополитической точки зрения отношениях. Например, через несколько дней после визита в Азербайджан, 23 и 24 мая, Лукашенко принимал президента России Владимира Путина с официальным визитом в Минске. Хотя международное внимание, по понятным причинам, было сосредоточено на военной повестке переговоров Лукашенко и Путина, в глазах белорусского правительства они также имели преимущественно экономический смысл.
Евгений Прейгерман
Директор, Совет по международным отношениям «Минский диалог»