19.11.2018

Опубликовано в Policy Options

Захарий Пайкин и Евгений Прейгерман

Недавние переговоры в рамках НАФТА в очередной раз показали всеобъемлющую зависимость Канады от торговли с США. То, с какой легкостью президент США Дональд Трамп устанавливает тарифы на канадские товары, вызывает вопросы о долгосрочном доступе на американский рынок. Поэтому логично, что в ходе переговоров о новом торговом соглашении между США, Мексикой и Канадой правительство Джастина Трюдо усилило призывы к диверсификации экономических и торговых отношений.

Чтобы укрепить эту стратегию и усилить позицию Оттавы в долгосрочных переговорах с Вашингтоном, Канаде также следует стремиться к большему политическому и дипломатическому плюрализму с целью выйти за рамки узкой континентальной внешней политики, которая характерна для Канады после окончания Холодной войны.

Более развитые партнерства с ведущими глобальными акторами, такими как Китай и ЕС, очень важны для достижения этой цели. Однако Канада, которая пока не «играет» в высших лигах мировой политики, также выиграет от более тесного сотрудничества с некоторыми малыми государствами. Одно из них – Беларусь.

Так же, как и Канада, Беларусь стремится диверсифицировать свои международные партнерства и вести многовекторную внешнюю политику. В последние годы новый импульс получило сотрудничество между ЕС и Беларусью, правда, она пока остается ограниченным. Минск также старается позиционировать себя как центральный хаб китайской инициативы «Пояс и путь», которая нацелена на улучшение совместимости европейских и азиатских рынков. Недавние визиты высокопоставленных американцев указывают на то, что и США проявляют все большую заинтересованность геополитической ролью Беларуси.

Стратегия Беларуси в том, чтобы получить максимум выгод со всех сторон. Страна является членом военного альянса ОДКБ вместе с Россией, но в контексте конфликта в Украине Минск придерживается ситуационного нейтралитета и предлагает себя как площадку для мирных переговоров.

Беларусь все больше воспринимается в мире не как малозначимый элемент российской сферы влияния, а как важное «серединное» государство и место диалога между Востоком и Западом.

Канада могла бы стремиться к похожей роли: получая выгоды от членства в НАТО и более широком западном мире, но проводя при этом все более независимую внешнюю политику.

Канадская стратегия по обеспечению национальной безопасности и благосостояния в XXI веке должна стремиться к культивированию хороших двусторонних отношений с США, Европой, Россией и Китаем и одновременно помогать развитию стабильных и предсказуемых отношений между ними. Последнее трубет усиления систем госуправления и повышения устойчивости серединных государств – то есть стран, расположенных в пограничье между крупными державами. Это будет способствовать тому, что эти страны станут столпами регионального порядка, а не вакуумами безопасности, в которых сталкиваются интересы великих держав.

В этом контексте у Оттавы и Минска есть большие возможности для развития взаимовыгодного, творческого и гибкого партнерства.

Во-первых, Оттаве и Минску следует интенсифицировать двусторонние контакты. В сентябре Беларусь посетила самая высокопоставленная делегация Канады со времени установления дипломатических отношений. Эту тенденцию важно продолжить. Помочь в этом могло бы, например, учреждение программы обменов и неформальных стратегических диалогов между госслужащими по внешнеполитическим темам. Каждая из стран обладает собственным опытом использования правительственных, экономических и дипломатических ресурсов для диверсификации внешней политики.

Во-вторых, Канада и Беларусь могли бы стать учредителями ежегодного форума по безопасности на Евро-Атлантическом и Евразийском пространствах, который бы попеременно проходил в Минске и одном из городов на восточном побережье Канады. Мероприятие собирало бы политических лидеров, дипломатов, ученых и экспертов из Северной Америки, Европы, России и Китая с целью выстраивания международного доверия и выработки общих подходов к современным региональным вызовам. Оно могло бы продолжить и усилить недавно созданный Форум “Минского диалога”, который в мае этого года собрал более 500 дипломатов, экспертов и военных. (Похожая инициатива в области безопасности могла бы развиваться и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где бы конференции проходили по очереди, например, в канадском городе на западном побережье и Сингапуре).

С помощью такого форума Оттава сможет позиционировать себя как независимого актора и стейкхолдера международного порядка в области безопасности и как связующее звено между Брюсселем, Москвой и Пекином. Оттава и Минск также могли бы взять на себя ведущую роль в снижении напряженности и развитии более стабильных отношений между великими державами в Восточной Европе и регионе Балтийского моря. Статус Канады как рамочной страны Расширенного передового присутствия боевых групп НАТО в Латвии делает Оттаву особенно релевантной для такой региональной роли.

В-третьих, и это самое важное, Канаде следует открыть посольство в Минске. Сейчас канадская дипломатическая миссия, отвечающая за Беларусь, находится в Варшаве.

Открытие посольства на белорусской территории не только повысит возможности для развития двусторонних отношений, но и запустит процесс исправления ошибки шокирующей непредставленности Канады на постсоветском пространстве (регионе, с которым Канада имеет общее арктическое соседство).

Сегодня на всем этом пространстве, охватывающем 12 не входящих в ЕС стран, у Канады только три посольства.

Эти предложения, направленные на краткосрочную перспективу, являются политическими по своей сути и отражают тот факт, что новое торговое соглашение между США, Мексикой и Канадой может ограничивать свободу действий Оттавы в экономической сфере. В частности, положение о том, что Вашингтон имеет право комментировать любое соглашение о зоне свободной торговли, которое бы Канада захотела заключить со страной без статуса «рыночной экономики». Логика подсказывает, что Канаде следует диверсифицировать свои экономические отношения с целью повысить собственный политический вес. Однако одним из последствий президентства Трампа может стать то, что будет действовать обратный закон: для достижения кратко- и долгосрочных экономических задач Канаде иногда придется использовать политические средства.

Беларусь входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – относительно новый интеграционный проект, главным драйвером которого является Россия. К 2025 году, когда Дональд Трамп уже не будет президентом, ЕАЭС, вероятно, приобретет более четкую и полноценную форму; и будут вестись дискуссии о возможном соглашении о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Китаем. Такое соглашение привело бы к появлению зоны свободной торговли на евразийском суперконтиненте. Поэтому в среднесрочной перспективе Канаде стоит использовать партнерство с Беларусью, чтобы стать союзником Минска в рамках ЕАЭС. Это помогло бы Канаде занять выгодную позицию в контексте экономических и политических процессов в Евразии.

Более глубокие отношения между Канадой и Беларусью могли бы принести серьезные выгоды Оттаве. Так, получили бы развитие формальные связи с ЕАЭС через все пространство Арктики, которые бы способствовали продвижению долгосрочного мира вокруг Северного полярного круга. И также помогали бы Канаде укреплять свое присутствие на азиатских рынках.

Все предложенные идеи усилят потенциал Канады трансформироваться в полноценного строителя нового международного порядка. Глобальная политика в ближайшие десятилетия, по всей вероятности, будет плохо упорядоченной.

Для сохранения стабильных основ международных отношений и предотвращения прямых конфликтов между великими державами потребуются пересекающиеся, ситуационные и гибкие партнерства. Поэтому необходимо и сотрудничество стран с различными политическими системами.

ЕС и Китай находят точки соприкосновения, чтобы противостоять действиям Дональда Трампа против многосторонней дипломатии и свободной торговли. Так же и партнерство между Канадой и Беларусью потенциально может дать серьезные результаты.

 


Захарий Пайкин - старший редактор, журнал “GlobalBrief; научный сотрудник, Университет Кента (Канада-Великобритания).

Евгений Прейгерман - руководитель экспертной инициативы «Минский диалог».