30.07.2020

Брексит

Последние пять месяцев подчеркнули решимость британского правительства как можно скорее закончить процесс выхода из ЕС несмотря на трудности, вызванные пандемией COVID-19. Под эгидой Брексита, правительство Соединенного Королевства выбрало автономный путь и в борьбе с вирусом: не рассчитывая на сотрудничество со странами ЕС, Британия самостоятельно занимается разработкой вакцины, производством медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты. Более того, Британия приняла решение не продлевать переходный период в отношениях с ЕС, назначив его окончание на 31 декабря 2020 года. Эти факторы, как отмечает Александра Мерфи, показывают, что правительство решительно не позволяет никаким факторам удерживать Великобританию в Союзе, хотя переговоры нелегко даются обеим сторонам.

Последствия COVID-19 для внутренней политики Великобритании

Пандемия оказала негативное влияние на внутреннее поле Великобритании. Последние несколько месяцев сопровождаются повышением безработицы, ростом государственного долга и риском снижения финансирования социальных нужд. Как отметила Елена Коростелева, особенно серьезные последствия будет иметь «двойной эффект» пандемии коронавируса и Брексита. Отрасли, не подверженные влиянию пандемии, пострадают по причине выхода Великобритании из ЕС. В этот сложный период правительство Великобритании хотя и движется к реформированию государственных структур, однако не имеет четкой стратегии в отношении направления этих реформ.

Пандемия привела к снижению общественной поддержки правительства Великобритании. Александра Мерфи, однако, отмечает, что Консервативная партия Джонсона все же имеет абсолютное большинство мест в парламенте – это гарантирует стабильность правительства. 

Шотландский вопрос

Особого внимания заслуживает проблема возможного решения Шотландии о выходе из состава Великобритании. В случае победы Шотландской национальной партии на выборах в парламент в 2021 году, очень вероятным станет продвижение идеи референдума по отделению Шотландии от Великобритании. Елена Коростелева отмечает, что за два года, а особенно с началом пандемии COVID-19, поддержка выхода из состава королевства в Шотландии выросла с 40% до 52%. Предстоящий экономический кризис может усилить этот тренд. 

Внешняя политика Великобритании

С одной стороны, выход Великобритании из ЕС мог бы означать уклонение страны от сложных внешнеполитических решений. Однако, как подчеркивает Александра Мерфи, на практике это не совсем так. Рассматривая пример отношений с Китаем, можно утверждать, что Великобритания не намерена идти на уступки в ущерб интересам национальной безопасности, исполнению своих международных обязательств и поддержке прав человека. Приверженность Британии жесткой политике проявляет себя и в отношениях с Россией.

Елена Коростелева согласилась, что в своей внешней политике Британия может стать более прагматичной в связи с отпавшей необходимостью подстраиваться под общие внешнеполитические интересы ЕС. Однако препятствием для продвижения британских интересов и создания новых стратегических партнерств служит сокращение «необязательных трат», анонсированное правительством. Показательно, что произошло объединение Министерства иностранных дел (Форин офиса) и Департамента международного развития.

Тинко Вайбецаль особо отмечает важное значение такого дипломатического инструмента, как оказание зарубежной помощи африканским и латиноамериканским странам. Внешняя гуманитарная помощь позволяет Европе сделать либерально-демократический порядок более привлекательным. Однако эффективность реализации зарубежной помощи необходимо пересмотреть, принимая во внимание политику Китая в Африке.

Отношения Великобритании и ЕС

Брексит поставил вопрос о дальнейшем взаимодействии Великобритании с ЕС по внешнеполитическому вектору. Тинко Вайбецаль подчеркивает, что совместная стратегия Запада в отношении третьих стран всегда будет завязана на классических общих ценностях, а потому Британию невозможно исключить из совместной зарубежной повестки. Александра Мерфи отмечает, что стремление Великобритании к автономии является скорее временной мерой для завершения процесса выхода из ЕС. Стратегия близкого взаимодействия Великобритании и ЕС будет выработана как только вопрос Брексита перестанет стоять так остро. Елена Коростелева считает, что, выстраивая торговые отношения с третьими странами, Великобритания не должна забывать про ЕС как про крупного экономического игрока, который устанавливает стандарты торгового взаимодействия. 

Оборонная политика Великобритании и трансатлантического сообщества

Дилемма европейской обороны, связанная с постепенным самоустранением США от защиты Европы, возникла еще в период Холодной войны. Дискуссии о решении этой дилеммы хотя и ведутся внутри трансатлантического сообщества, однако не приносят практических решений. Классическим камнем преткновения становится уровень расходов на оборону в размере 2% от ВВП, который все еще не достигнут большими экономиками, в частности Германией. Это связано как с недостаточной общественной поддержкой больших расходов на оборону, так и с экономическими последствиями пандемии. 

Как отметил Тинко Вайбецаль, оборонная повестка в Великобритании стоит не так остро. После Брексита страна все еще остается членом НАТО, в то же время не сильно фокусируется на отражении российской угрозы и в перспективе будет делать акцент на более острые внутренние вопросы, нежели на создание европейской оборонной автономии. 

Изменения в архитектуре безопасности влечет и выход Британии из ЕС. Европейским странам необходимо будет пересмотреть финансовую составляющую обороны в связи с экономическими последствиями и Брексита, и пандемии COVID-19. Однако, как подчеркивает Тинко Вайбецальстранам ЕС важно должным образом сохранить Британию – страну с большим военным потенциалом и постоянным местом в Совете Безопасности ООН – в архитектуре европейской безопасности. 

Видимой альтернативы роли США в Европе пока нет, как в плане лидерства, так и ресурсов. Роль США в европейской безопасности особенно незаменима для стран Балтии и Польши, которые зависят от американской поддержки.

Выработка общей стратегии безопасности Европы является сложным процессом. Прежде всего, Европа может не быть способна защитить себя так же, как с поддержкой США. Более того, для перехода к общей стратегии должны быть решены такие критические вопросы, как разделение финансового бремени. Пандемия, повлекшая за собой снижение масштабов совместных военных учений и затрат на оборону, лишь усложнила ход дискуссий о будущем европейской безопасности. 

Рекомендации для стран Восточной Европы

Странам Восточной Европы следует не прерывать, а развивать сотрудничество с Великобританией. Это может быть сделано с использованием уже существующих каналов для диалога как на государственном, так и на общественном уровнях. Британия остается активным членом НАТО, а потому – и важным партнером для восточноевропейских стран в области обороны. В частности, в отношениях с Беларусью показателем перспективности сотрудничества в военной сфере послужили совместные учения 2020 года. Европа остается привлекательным партнером для многих стран, так как политика и ЕС, и Великобритании, основана на общих для региона ценностях, которых, к примеру, может и не быть с Китаем.

 


Подготовила Алисия Иванова, младший аналитик Совета по международным отношениям «Минский диалог»

 

Публикация является частью проекта «Коронакратия: 
оценка долгосрочных последствий кризиса пандемии для
международной безопасности». Проект реализуется
Советом по международным отношениям «Минский диалог» и
белорусским офисом Фонда им. Конрада Аденауэра. Содержание
публикации отражает исключительно мнение автора.

Аналитическая записка подготовлена при поддержке
Фонда им. Конрада Аденауэра (Германия)