№ 19/ 11.08.2022

 

Кристина Ермак

 

История создания

Прообразом ШОС стали встречи «Шанхайской пятерки» в составе России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Целью формата было обеспечить безопасность границ бывших республик СССР и Китая. Первая встреча прошла в 1996 году. На ней было заключено Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. В 1997 году было подписано Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, а в 2000 году – Душанбинская декларация, закрепившая основные направления стратегического партнерства. В том же году «Шанхайская пятерка» преобразовалась в Шанхайский форум. А в 2001 году к «пятерке» присоединился Узбекистан.

Структура

Уставным документом ШОС является Хартия Шанхайской организации сотрудничества. Документ был подписан в июне 2002 года. Для реализации целей, закрепленных в Хартии, в структуре ШОС действуют следующие органы: Совет глав государств; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел (СМИД); Совет руководителей министерств и/или ведомств; Совет национальных координаторов; Региональная антитеррористическая структура (РАТС ШОС); Секретариат. Постоянно действующими органами являются Секретариат и Исполнительный комитет РАТС ШОС.

ШОС предусматривает два дополнительных статуса для не являющихся членами государств: наблюдателя и партнера по диалогу.

Первый наделяет правом присутствовать на заседаниях организации и принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня без права голоса. В настоящий момент государствами-наблюдателями являются Иран, Монголия, Беларусь и Афганистан. Статус «партнер по диалогу» предоставляется стране или организации, с которой ШОС сотрудничает по отдельным направлениям. В число «партнеров по диалогу» входят Азербайджан, Армения, Непал, Саудовская Аравия, Турция, Египет и Катар.

Цели и основные направления деятельности

К целям ШОС относятся:

  • поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе;
  • эффективное сотрудничество между странами-участницами в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды;
  • продвижение инициатив по созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

Направления деятельности ШОС охватывают сферу безопасности, включая вопросы разоружения и контроля над вооружениями, борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; региональное экономическое сотрудничество; взаимодействие в области науки, техники, здравоохранения, образования и культуры.

Сотрудничество в области безопасности

Приоритетными направлениями деятельности ШОС являются обеспечение мира и безопасности в регионе, укрепление мер доверия в военной области, противодействие терроризму, экстремизму и сепаратизму, а также поддержание «шанхайского духа», в котором воплощены принципы равенства и взаимной выгоды, стремление к совместному развитию и укреплению дружбы и добрососедства, уважение многообразия культур и совершенствование гуманитарных связей. На саммите в 2015 году была принята Стратегия ШОС до 2025 года, которая провозгласила приоритетом сотрудничества противодействие международной террористической деятельности. В Астанинской декларации ШОС 2017 года и Конвенции ШОС по противодействию экстремизму международный терроризм также определяется как угроза.

На базе РАТС ШОС регулярно проводятся совместные антитеррористические учения. РАТС была учреждена в 2003 году, спустя год после подписания Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. К функциям РАТС относятся формирование и ведение специализированных баз данных международных террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, оказание содействия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, оказание помощи в подготовке и проведении антитеррористических учений, международный розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений террористического, экстремистского и сепаратистского характера.

Антитеррористические учения ШОС проводятся с 2002 года на двухсторонней и многосторонней основе.

Учения «Мирная миссия» являются крупнейшими и проводятся с 2003 года. При этом Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений было подписано лишь в 2008 году. В рамках ШОС выделяется три категории учений: учения по линии спецслужб и правоохранительных органов под эгидой РАТС ШОС; совместные пограничные операции (СПО); совместные антитеррористические учения вооруженных сил «Мирная миссия».

Экономическое сотрудничество

Экономическое сотрудничество государств-членов ШОС развивается на основе Меморандума об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества, который был подписан в 2001 году. Меморандум очертил границы сфер взаимодействия, обозначив приоритетами развитие нефтегазового сектора, транспортной инфраструктуры, создание условий для свободного передвижения товаров, капитала, услуг и технологий. В 2003 году была подписана Долгосрочная программа многостороннего экономического сотрудничества. В перспективе до 2020 года целью являлось создание благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий.

Взаимодействие в финансовой сфере до 2010 года сдерживалось отсутствием механизма финансовой поддержки совместных проектов.

В 2011 году Китай выдвинул инициативу о создании Банка развития ШОС. А в 2013 году Россия предложила учредить Фонд развития ШОС. Консультации по созданию этих механизмов продолжаются до настоящего времени.

Государства-члены ШОС декларируют приверженность формированию мировой экономики открытого типа, в основе которой – правила и авторитет ВТО, приоритет принципа многосторонности в организации мировой торговли, отказ от протекционизма и односторонних мер давления. Душанбинская декларация 2021 года закрепила ряд ориентиров ШОС в области экономики: укрепление связей между финансовыми рынками стран региона, усиление роли национальных валют, разработка мер для повышения уровня резистентности национальных экономик по отношению к санкционному давлению и кризисным явлениям.

ШОС и международные организации

Приоритетным направлением деятельности ШОС является установление контактов и поддержание связей с международными организациями. ШОС признает ключевую роль ООН как универсальной международной организации с исключительным мандатом. В 2021 году была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Сотрудничество между ООН и ШОС». ШОС взаимодействует с Контртеррористическим управлением ООН (УКТ), Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета СБ ООН, Комитетом СБ ООН по «ИГИЛ» («ДАИШ»), «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям, Комитетом по санкциям СБ ООН, учрежденным резолюцией 1988 (2011), Управлением ООН по наркотикам и преступности.

Проблемы и перспективы развития ШОС

В условиях системных трансформаций мирового порядка деятельность ШОС также претерпевает изменения. В документах организации особое внимание уделяется преодолению последствий пандемии коронавируса и противодействию новым региональным и международным вызовам. Так, в Душанбинской декларации отмечена важность обеспечения безопасности в информационной среде; продолжения многостороннего сотрудничества по вопросам разоружения и контроля над вооружением; приоритет сохранения космического пространства зоной свободной от оружия любого вида; сотрудничества в области цифровой экономики, гуманитарной сфере.

Ожидается, что численный состав ШОС будет увеличиваться. На саммите в Узбекистане в сентябре 2022 года полноправными членами могут стать Беларусь и Иран. В то же время расширение ШОС является и камнем преткновения. Учитывая разность национальных потенциалов участников и имеющиеся между ними противоречия, рост числа участников может катализировать разногласия внутри организации и негативно сказаться на эффективности ее уставной деятельности.

 

Кристина Ермак

Стажерка, Совет по международным отношениям «Минский диалог»