Опубликовано в Eurasia Daily Monitor

Евгений Прейгерман

 

В середине июля Беларусь объявила, что в результате закулисных переговоров с Украиной обе страны договорились о деэскалации напряженности путем отвода войск и военной техники от общей границы. Однако 10 августа президент Беларуси Александр Лукашенко неожиданно заявил, что днем ранее «около десятка» направлявшихся в Россию украинских ударных беспилотников вошли в воздушное пространство страны. По его словам, белорусские ПВО сбили часть беспилотников, передав информацию об остальных российским ВКС. Лукашенко назвал это крупной провокацией и заявил, что Минск снова задействует дополнительные силы ПВО и сухопутные войска для защиты районов, прилегающих к границе с Украиной.

Позже министр обороны Беларуси Виктор Хренин провел пресс-конференцию и представил подробную хронологию инцидента. Он подтвердил, что Лукашенко отдал приказ усилить группировки войск в Гомельской и Мозырской областях, граничащих с Украиной, «для реагирования на возможные провокации». Белорусский чиновник добавил, что некоторое количество подразделений специального назначения, сухопутных войск и ракетных войск, включая реактивные системы залпового огня «Полонез» и ракетные комплексы «Искандер», были передислоцированы в обозначенные районы на юге Беларуси.

Этот инцидент подчеркивает деликатное политическое и географическое положение, в котором находится Беларусь, пока идет война в Украине.

Минск старается избежать прямого участия в боевых действиях, чтобы защитить собственные интересы, одновременно стремясь сохранить союз с Москвой.

В тот же день, когда прозвучали слова Лукашенко, МИД Беларуси выступил со специальным заявлением, в котором назвал инцидент «опасной попыткой расширить зону текущего в нашем регионе конфликта», которая «радикально эскалирует ситуацию». В заявлении также предупредили, что «в случае расширения конфликта пожар охватит весь регион и перекинется, в том числе, на страны ЕС».

МИД также вызвал временную поверенную в делах Украины в Беларуси Ольгу Тимуш и вручил дипломатическую ноту с решительным протестом в связи с нарушением границы страны беспилотниками, запущенными с территории Украины. Минск потребовал от Киева принять исчерпывающие меры по недопущению подобных инцидентов в будущем. Кроме того, белорусское правительство подчеркнуло, что если посольство Украины «не сможет влиять на предотвращение таких провокаций», то «белорусской стороной будет поставлен вопрос о целесообразности его дальнейшего присутствия в Минске».

12 августа МИД Беларуси пригласил главу делегации ЕС в Беларуси Стина Норлова и проинформировал его о том, что ряд элементов перехваченных беспилотников имели маркировку производителей ЕС. В связи с этим белорусские дипломаты призвали Евросоюз «принять все возможные меры своего влияния на украинское руководство с целью предотвращения подобных действий в последующем».

Комментируя белорусские претензии, МИД Украины заявил, что не видит оснований на них реагировать. Представитель министерства призвал Минск не «разжигать антиукраинские настроения и не создавать впечатления о каких-то мнимых угрозах, которых нет». Позднее, 25 августа, МИД Украины выступил с более официальным заявлением, в котором подтвердил, что Беларусь стягивает войска и технику к границе, и призвал белорусскую сторону отвести их на расстояние, превышающее дальность действия огневых систем, имеющихся в распоряжении Вооруженных сил Беларуси. В заявлении также подчеркивалось, что Украина не имеет недружественных намерений в отношении Беларуси.

Западные столицы оставили белорусские заявления по поводу 10 августа без внимания.

По крайней мере, никаких официальных заявлений не последовало, а ведущие западные СМИ проигнорировали эту новость. Одна из вероятных причин заключается в том, что белорусские обвинения в адрес Киева появились всего через несколько дней после того, как Украина начала свое внезапное наступление в Курской области России. Западные чиновники избегали комментировать даже события в Курске в течение нескольких недель, пытаясь выяснить, что именно происходит. Можно утверждать, что ситуация на белорусско-украинской границе, по их оценке, меркла по сравнению с этими событиями и не рассматривалась как достаточно серьезная.

Другая вероятная причина — общее отношение к Минску многих западных правительств, которые не считают Беларусь важным региональным игроком и подвергают сомнению ее способность проводить суверенную внешнюю политику и политику в сфере безопасности. Взаимное доверие между белорусскими и западными правительствами было подорвано серией кризисов последних лет. В результате официальные лица на Западе часто склонны просто не верить и игнорировать заявления и сообщения из Минска.

Однако решение правительства Лукашенко в середине июля отвести войска и технику от границы с Украиной продемонстрировало, что Минск готов и способен действовать способами, которые дают положительные результаты для региональной безопасности, когда его собственные интересы уважаются. Даже когда, как было в том случае, такие действия не воспринимаются благоприятно в Москве.

Украине и ее западным партнерам стоит изучить возможности для взаимодействия с Беларусью, пересмотрев свой подход к Минску.

Для этого следовало бы попробовать смотреть на происходящее глазами белорусских чиновников, а не просто следовать уже традиционному подходу в стиле «мы не верим ничему, что говорит Беларусь». По крайней мере, такой подход помог бы понять действия Минска после инцидента с беспилотниками и других связанных с этим событий.

После того, как Украина начала внезапное наступление в Курской области, российские СМИ и социальные сети наполнились обвинениями в адрес Беларуси за ее предыдущее соглашение о деэскалации с Киевом. Многочисленные российские военные блогеры и эксперты утверждали, что некоторые из украинских подразделений, вошедших в Курск, ранее были развернуты на белорусской границе. Таким образом, они пришли к выводу, что переговоры Лукашенко с Киевом фактически подрывают российские интересы. Несколько дней спустя, на фоне таких обвинений в СМИ, белорусское воздушное пространство было нарушено украинскими беспилотниками, направлявшимися в Россию.

Если бы Беларусь воздержалась от жесткой реакции на инцидент, то мысль о том, что ее действия в отношении Украины в итоге играют против России, вероятно, стала бы официальной линией Москвы. Более того, белорусские чиновники интерпретировали инцидент с дронами как попытку вбить клин между Минском и Москвой. Учитывая степень зависимости Беларуси от России в свете западных экономических санкций против Минска, правительство Лукашенко просто не могло позволить себе более мягкую реакцию на инцидент. Показательно, что Лукашенко потратил значительное количество времени в недавнем интервью для крупного российского телеканала, заверяя российскую аудиторию в том, что Минск остается надежным и ответственным союзником. Однако он также подчеркнул, что Беларусь готова сделать все возможное, чтобы избежать собственного прямого участия в боевых действиях.

 

Евгений Прейгерман

Директор, Совет по международным отношениям «Минский диалог»