Аналитическая записка № 14 / 24.01.2022

Виктория Закревская

 

Главные тенденции в двусторонних отношениях после мая 2021 года

  • Еще в первой половине 2021 года политика Украины в отношении Беларуси во многом стала повторять западный подход: были введены некоторые санкции и ограничения, Украина отказалась от услуг Минска в урегулировании конфликта на Донбассе. К этому времени страны уже значительно отдалились от конструктивной двусторонней повестки.
  • Произошло фактическое ограничение зоны свободной торговли между Беларусью и Украиной, а также приостановка действия некоторых международных и двусторонних соглашений в сфере торговли.
  • Начало отопительного сезона и дефицит энергоносителей в Украине сделали вопрос возобновления импорта белорусской электроэнергии особенно актуальным. Этот импорт был приостановлен решением украинского правительства в мае-июне.
  • В дипломатической плоскости для Киева росло значение «Люблинского треугольника» как основного формата обеспечения стратегических интересов Украины в отношениях с Беларусью. Критически важным для этого альянса стал миграционный кризис.

Основные события и процессы в отношениях после мая 2021 года

  • Деградация двусторонних отношений

Доминирующим событием в мае-июне было задержание Романа Протасевича. Оно повлекло за собой ускорение введения 4-го пакета санкций ЕС, который затронул некоторые ключевые отрасли экономики Беларуси, включая экспорт калийных удобрений, нефти, нефтехимии, табачной промышленности, а также финансовый сектор. Евросоюз, США, Канада, Великобритания и еще ряд стран полностью присоединились к решению, а Украина постепенно ввела точечные ограничения в разных сферах. Тем не менее, это означало фактическое ограничение зоны свободной торговли Беларуси и Украины и приостановление действия некоторых международных и двусторонних соглашений в сфере торговли.

В Украине все больше стали говорить об окончании конструктивных отношений с официальным Минском: такие тезисы звучали от парламентариев из различных фракций, представителей МИД, участников ТКГ по Донбассу и даже от Владимира Зеленского. Беларусь во властном дискурсе Украины полностью переместилась из позиции партнера в позицию нарастающей угрозы. Так, например, в Верховной Раде был зарегистрирован проект постановления о признании Александра Лукашенко угрозой международной безопасности. Правда, в итоге он получил негативный вывод комитета, не собрав достаточного количества голосов. Также в Раде начали говорить об угрозе расположения реальных военных баз РФ на территории Беларуси. МИД рекомендовал украинским журналистам, правозащитникам и гражданским активистам воздержаться от поездок в Беларусь. Также Киев подтвердил отказ от использования минской переговорной площадки.

Пожалуй, самый стратегически опасный показатель деградации двусторонних отношений нашел отражение во внутриполитических дискуссиях в Украине. Тема Беларуси стала ассоциироваться в украинском информационном пространстве исключительно с рисками и угрозами национальной безопасности. Оппонирующие друг другу политические силы используют ее, как и тему России, в качестве «пугала» для информационных нападок друг на друга. Это становится новой нормальностью по мере роста военно-политической напряженности между Москвой и Киевом. Судя по заявлениям украинских официальных лиц, Беларусь ими больше не воспринимается в качестве отдельного от России субъекта региональной системы безопасности. Этому особенно способствовали неоднозначные заявления белорусских официальных лиц по поводу перспектив признания Крыма частью России. Киев называет перспективу признания абсолютной «красной линией», пересечение которой полностью и безвозвратно разрушит двусторонние отношения.

В таком же духе двусторонняя напряженность росла на фоне сообщений о возможном допросе Романа Протасевича следственными органами ЛНР. Состоялся ли такой допрос, доподлинно неизвестно. Однако в украинском медийном пространстве тема ожидаемо вызвала бурю негативных эмоций, а официальный Киев сыпал предупреждениями о том, что Минску «будет больно» в случае проведения допроса.

  • Взаимные ограничения

После инцидента с рейсом Ryanair обе страны закрыли свои воздушные пространства для самолетов друг друга. Вначале это сделала Украина, которая фактически присоединилась к аналогичному решению ЕС, принятому моментально после инцидента. Минск ввел ответные ограничения. Это привело к остановке прямого авиасообщения между странами, которое и в прямом, и в символическом смыслах после 2014 года служило отражением особого значения взаимовыгодного белорусско-украинского сотрудничества как для двусторонних отношений, так и для всего региона.

В конце мая в Украине вступил в силу временный запрет на импорт электроэнергии из Беларуси, что белорусское Минэнерго оценило как нечувствительное для рынка электроэнергии страны событие. Беларусь, в свою очередь, приостанавливала поставки бензина А-95 в Украину, что было ощутимо для продавцов и потребителей в Украине. На этом фоне Кабинет министров Украины заявил о начале работы над планом диверсификации источников поставки нефтепродуктов и нефтехимии из Беларуси, вплоть до создания собственного производства.

Также заметными стали взаимные ограничительные меры в информационной сфере. Так, Украина запретила вещание телеканала «Беларусь 24», а Беларусь прекратила вещание двух украинских телеканалов: общественного телеканала «UA: Перший» и телеканала «Квартал TV» – совместного проект студии «Квартал 95» и «1+1 Media». Интересно, что разыскиваемый украинскими правоохранителями владелец ранее запрещенных телеканалов «NewsOne», «ZIK» и «112» народный депутат Тарас Козак задекларировал в Минске съемное жилье.

В начале июля 2021 года по инициативе Кабмина Украины в Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) был подан список из 52 физических лиц, к которым предложено применить санкции (при этом в списке не было Александра Лукашенко). Однако санкции так и не были введены.

  • Информационное пространство

Существенный медийный резонанс в Украине получил «Большой разговор с Президентом» (пресс-конференция Александра Лукашенко), приуроченный к годовщине президентских выборов. Событие сгенерировало не только новостные ленты украинских СМИ на несколько дней вперед, но и спровоцировало многократные заявления МИД и других органов власти Украины. В отношении украинских властей Лукашенко выразил разочарование и указал на ряд совершенных, по его мнению, стратегических ошибок, которые были допущены Киевом и привели к ухудшению безопасности обеих стран. В частности, речь шла об отказе использовать Минск как площадку для переговоров по ситуации на Донбассе. С помощью «Большого разговора» Минску на какое-то время даже удалось перехватить информационную повестку белорусско-украинских отношений и навязать свою версию событий и процессов. Заявление МИД Украины, также приуроченное к годовщине президентских выборов в Беларуси, в котором констатируется ухудшение ситуации с демократией в соседней стране, просто утонуло в информационном потоке «Большого разговора».

Еще один крупный медийный сюжет в августе 2021 года был связан со смертью белорусского активиста Виталия Шишова, который являлся директором украинской общественной организации «Белорусский дом» и был найден повешенным в Киеве. Акция памяти Шишова у белорусского посольства в Киеве имела продолжение: в конце августа Следственный комитет Беларуси возбудил уголовное дело против девушки Шишова Божены Жолудь, которая призывала к силовому сопротивлению органам правопорядка в Беларуси. СМИ в Украине в течение нескольких недель обсуждали нерасследованную смерть в очевидно политизированном ключе. На этом информационном фоне Владимир Зеленский поручил СБУ обеспечить безопасность беженцев из Беларуси. В то же время украинские СМИ практически не заинтересовал тот факт, что сама СБУ позже запретила въезд в Украину соратнику учредителя «Белорусского дома» в Украине Родиону Батулину, который был связан с полком «Азов». По данным СБУ, он мог представлять угрозу национальной безопасности страны.

  • Граница

В июле была завершена демаркация украинско-белорусской границы на всей протяженности, за исключением нескольких участков на реках Днепр и Сож. Усиление границ остается приоритетом в сфере безопасности для обеих стран. При этом понадобился год для того, чтобы открытые границы превратились в полностью охраняемые. И хотя для грузов и обычных граждан границы открыты, фактической свободы передвижения и взаимного доверия в вопросах приграничного сотрудничества больше нет. Еще более актуальным вопрос усиления безопасности границы стал в связи с миграционным кризисом.

  • Энергетика и торговля

Осенью одной из центральных тем стал энергетический кризис в Украине, в результате которого Киев был вынужден вести переговоры о возобновлении поставок электроэнергии из Беларуси, несмотря на ранее введенный запрет на соответствующие поставки. При этом, в публичной плоскости ситуация подавалась в Украине как ведение неприоритетных переговоров по остаточному принципу: Беларусь называлась одним из возможных поставщиков, к услугам которого прибегают по остаточному принципу. В итоге компания-поставщик из Беларуси отменила соответствующий аукцион на продажу, тем самым отказав в поставках.

Также появлялись сообщения о вынужденном ведении торговли с Беларусью по категориям продукции питания, сельского хозяйства, техники и удобрений. Таким образом, аргумент о невозможности прекращения экономического сотрудничества между странами становился очевидным несмотря на политический дискурс в Украине.

В сентябре состоялся визит международной делегации экспертов ENSREG на белорусскую АЭС. В делегацию входили европейские и украинские эксперты, работа белорусской стороны получила позитивную оценку. В сентябре это было единственное позитивное событие, хотя и касалось вопросов общей безопасности стран-соседей Беларуси.

Ключевые события и «Люблинский треугольник»

Таким образом, отношения Беларуси и Украины после мая 2021 года представляли собой последовательность реакций обеих сторон на ряд ключевых событий и процессов, которые отдалили страны от конструктивной двусторонней повестки. Ключевыми можно назвать следующие события:

  • Санкции Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины в отношении Виктора Медведчука, Тараса Козака и ряда предприятий, которые, как утверждают в Киеве, принадлежат к экосистеме политико-экономического влияния РФ в Украине, сложившейся после 2014 года.
  • Санкции ЕС и США в отношении ряда белорусских предприятий и физических лиц (в частности, 4-й и 5-й пакеты санкций) в контексте инцидента с самолетом Ryanair и миграционного кризиса.
  • Отказ Украины использовать Минск как площадку для переговоров по мирному процессу на Донбассе.
  • Приостановка Беларусью участия в «Восточном партнерстве» и прекращение Евросоюзом коммуникации с Минском по вопросам миграции и трансграничного сотрудничества.
  • Отказ Украины рассматривать Беларусь как партнера по вопросам безопасности, и вытекающая из этого необходимость усиливать контроль на границе.
  •  Прекращение Евросоюзом и Украиной авиасообщения с Беларусью.
  • Увеличение рейсов в Беларусь из стран Ближнего Востока и СНГ.
  • Нарастание миграционного кризиса на западных границах Беларуси.
  • Временный отказ Украины импортировать электроэнергию из Беларуси и временный отказ Беларуси продавать электроэнергию Украине.

Уже после введения 4-го пакета санкций против Беларуси, а также принятия санкций СНБО Украины против «экосистемы политико-экономического влияния России в Украине», украинско-белорусские отношения в политической сфере были фактически приостановлены. Примерно в это же время Беларусь также заморозила участие в программе ЕС «Восточное партнерство», а Украина завершила демонтаж «Минска» как формата разрешения конфликта на Донбассе. На таком фоне Киев стал все больше склоняться к интернационализации своих отношений с Беларусью через выработку общих подходов в рамках «Люблинского треугольника». Очевидно, что такой сдвиг в политике Украины не может устраивать Минск, так как он подразумевает еще большее движение Киева во внешнеполитическом фарватере ЕС и особенно стран-членов ЕС, наиболее радикально настроенных в отношении Беларуси.

Прогноз

Миграционный кризис на западных границах Беларуси приводит к еще большему усилению безопасности границ Украины и секьюритизации процессов, которые ранее относились к гуманитарной сфере.

В логике безопасности начинает рассматриваться и сфера экономического сотрудничества Беларуси и Украины. Пример тому – ситуация с электроэнергией: из Беларуси впервые послышались сигналы о том, что несмотря на традиции помощи (необходимость которой отказывается признать Украина), вопрос безопасности и стабильности электросетей Беларуси становится более приоритетным.

Украина будет пытаться строить отношения с Беларусью (как с властью в Минске, так и с оппозиционерами в изгнании) на базе многостороннего формата «Люблинского треугольника», что, по мнению Киева, позволит сократить репутационные риски в обоих направлениях. Результат такой политики будет зависеть от конъюнктуры позиции партнеров Украины в ЕС и США, которая вполне может качнуться в сторону возобновления какого-то формата диалога и сотрудничества с Беларусью.

Однако пока Украина и западные партнеры находятся в ожидании того, как изменится политическая система в Беларуси. Конституционный референдум и события, которые за ним последуют, могут стать новой точкой отсчета в отношениях. До этого момента между Киевом и Минском будет доминировать логика эскалации, которая дополнительно усугубляется растущей напряженностью между Украиной и Россией.

 

Виктория Закревская

Докторант Киевского национального университета им. Тараса Шевченко; член Экспертного совета «Минского диалога»