Опубликовано в Eurasia Daily Monitor

 

Евгений Прейгерман

 

3 и 4 июля на саммите ШОС в Астане Беларусь официально стала десятым членом Шанхайской организации сотрудничества. Хотя Беларусь только сейчас достигла официального членства, она вовсе не новичок в ШОС. Ее активное взаимодействие с организацией началось еще в 2010 году, когда Минск стал «партнером по диалогу». В 2015 году статус Беларуси был повышен до статуса наблюдателя, что дало ей возможность участвовать во всех мероприятиях ШОС, однако страна оставалась без права голоса. Чтобы исправить этот недостаток, Минск в июле 2022 года подал заявку на членство, став первой европейской страной, претендующей на этот статус.

Саммит ШОС в Самарканде (Узбекистан) в сентябре 2022 года единогласно одобрил заявку и предложил Беларуси начать приводить свое национальное законодательство в соответствие с правовыми требованиями ШОС. Некоторым предыдущим странам-кандидатам на юридическую адаптацию потребовалось до 2-3 лет, Минск же справился с этой задачей чуть больше чем за год. Таким образом, ШОС, изначально ориентированная на безопасность и сотрудничество в Центральной Азии, институционально расширилась до нового геостратегического региона в Восточной Европе.

Быстрое присоединение Беларуси к правовой базе ШОС указывает на высокий приоритет, который Минск придает членству в организации. По словам президента Александра Лукашенко, ШОС предлагает «стратегическую перспективу» в основных областях, представляющих интерес для Беларуси, включая торговлю, инвестиции, инновации, развитие транспортной и логистической инфраструктуры, а также энергетическое и промышленное сотрудничество. В частности, он подчеркнул перспективы использования интеграционного потенциала ШОС для синхронизации развития транзитных коридоров Север-Юг и Восток-Запад и увязки их с китайской инициативой «Пояс и путь». Лукашенко также озвучил планы по созданию Фонда развития ШОС и свободной торгово-экономической зоны. Кроме того, Беларусь намерена продвигать создание коллективного финансового органа ШОС и механизма двусторонних расчетов в национальных валютах.

Белорусское правительство также видит дополнительную ценность ШОС в сфере геоэкономической безопасности.

В частности, Минск надеется использовать эту организацию в качестве платформы для продвижения и усиления своей все более громкой антисанкционной программы, которая, похоже, соответствует интересам и остальных государств-членов. Показательно, что декларация саммита в Астане содержит следующие строки: «Государства-члены подчеркнули, что одностороннее применение санкций несовместимо с принципами международного права и оказывает негативное влияние на третьи страны и международные экономические отношения». В ней также подчеркивается, что санкции и торговые ограничения подрывают устойчивое глобальное развитие. Минск постоянно подчеркивает этот момент, указывая на пагубные последствия санкций против своей отрасли калийных удобрений для более бедных стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Даже будучи государством-наблюдателем ШОС, Беларусь выдвигала ряд инициатив в области ядерной, информационной и продовольственной безопасности, а также «экосистемы информационных технологий». Став полноправным членом, Минск, несомненно, станет еще более плодотворным в выработке международных предложений, имеющих отношение к ШОС. В Астане белорусская делегация активно продвигала свежую знаковую внешнеполитическую инициативу Минска — подготовку Евразийской хартии разнообразия и многополярности в XXI веке. Хартия призвана сформулировать новые широко разделяемые параметры и принципы эффективной архитектуры безопасности в Евразии. Впервые эта идея была озвучена на первой Минской международной конференции по евразийской безопасности в октябре 2023 года. Лукашенко пригласил высокопоставленных представителей стран-членов и стран-партнеров ШОС принять участие в конференции этого года, запланированной на конец октября, заявив, что она станет более инклюзивной альтернативой евроатлантическо-центричной Мюнхенской конференции по безопасности.

Белорусские официальные лица явно воспринимают ШОС и как инструмент дипломатической и экономической диверсификации.

Соединенные Штаты и Европейский союз не поддерживают дипломатические контакты с Минском и постоянно лишь усиливают свою политику экономических санкций и политического давления. В результате многие в правительстве Лукашенко больше не видят возможности для сближения с Западом. Поэтому Минск ищет другие альтернативы полной политической и экономической зависимости от России. ШОС представляется наиболее естественным вариантом, учитывая устоявшийся опыт взаимодействия Беларуси с этой организацией. БРИКС, похоже, станет следующей целью Минска для членства.

И в ШОС, и в БРИКС Россия является одним из основателей, но не доминирует в них в одностороннем порядке. Это позволяет Беларуси диверсифицировать свои внешние отношения, не затрагивая при этом геополитических чувств Москвы. Из всех членов ШОС и БРИКС Минск воспринимает Китай как наиболее важного и перспективного партнера, который может позволить избежать тотальной зависимости от России и компенсировать ущерб от западных санкций. Поэтому в последние годы правительство Беларуси активизировало попытки расширить двустороннее сотрудничество с Китаем.

Со своей стороны, Пекин также выражает заинтересованность в укреплении связей с Минском. В последние недели в белорусско-китайских отношениях произошли два заметных события. В конце июня высокопоставленная китайская делегация посетила Белорусско-Китайский форум ректоров вузов, собравший руководителей 15 китайских и 9 белорусских вузов. Они обсудили и согласовали масштабную программу образовательного и научного сотрудничества. Позже, с 6 по 8 июля, делегация Управления подготовки кадров Центрального военного совета Китая посетила Минск с целью изучить возможности для сотрудничества в сфере военного образования.

Еще более примечательным выглядит другое событие: спецназ двух стран проводит совместные антитеррористические учения «Атакующий сокол» недалеко от границы Беларуси с Польшей с 8 по 19 июля. В программу учений входят отработка ночного десантирования, преодоление водных преград и проведение боевых действий в населенном пункте. Хотя это не первые подобные двусторонние антитеррористические учения, которые Минск и Пекин проводят на территории Беларуси, из-за имеющейся ситуации с безопасностью в Восточной Европе учения предсказуемо привлекли повышенное внимание на Западе.

Достаточно длительная продолжительность учений, их близость к восточной границе НАТО, а также тот факт, что они начались накануне саммита НАТО в Вашингтоне, вызывают вопросы о том, используют ли Минск и Пекин учения как какой-либо политический сигнал Западу. При этом несомненно, что учения демонстрируют, как членство Беларуси в ШОС укрепляет институциональный доступ Китая к Восточной Европе.

 

Евгений Прейгерман

Директор, Совет по международным отношениям «Минский диалог»